«Циолковский»: о силе мечты. В год 60-летия полета человека в космос в Волковском театре поставили новый спектакль

В первом русском театре – очередная премьера. Герои постановки «Циолковский» горячо спорят о путях развития общества, о том, что важнее: изобретать или монетизировать научные достижения,

В первом русском театре – очередная премьера. Герои постановки «Циолковский» горячо спорят о путях развития общества, о том, что важнее: изобретать или монетизировать научные достижения, можно ли считать технологическим прогрессом разработки разрушительного оружия и почему достижение бессмертия – это не фантазия, а научная проблема.

Апрель начался с хороших новостей: после снятия ограничений учреждения культуры получили право заполнять 75 процентов зрительного зала. В Ярославскую область с рабочим визитом прибыла министр культуры России Ольга Любимова. Художественный руководитель театра имени Ф.Г. Волкова Сергей Пускепалис подробно рассказал ей и губернатору Дмитрию Миронову о преображении первого русского: проведен капитальный ремонт зрительской части и подвала, обновлена материально-техническая база. Кроме того, участники встречи обсудили деятельность и творческие планы учреждения. В этот же день в театре состоялась премьера спектакля «Циолковский»(16+). 

В начале было Слово – читаем в Библии. Слово (логос) – можно понимать не только как «божественная сущность», но и как «мысль», «мечта». Мечта – не приземленная и мелкая, а окрыляющая, воодушевляющая – имеет великую силу и изменяет действительность. Именно об этом – новая постановка Волковского.  

– Театр всегда тянет к высоким темам (а что выше, чем звезды?), его интересуют фигуры драматические, а еще лучше трагические, и ситуации, в которых ощущается максимальное натяжение эмоций, где сталкиваются непримиримые противоречия. Циолковский (его играет молодой актер Илья Варанкин) – уездный учитель, практически глухой, лишенный общения с людьми, зато он слышит неземные звуки. Он первый заговорил о полете в космос как о реальной возможности в относительно недалекой перспективе. Почти всю жизнь ему не везло, ему не верили, но он не опускал руки, продолжал работать. Признали его лишь в последние несколько лет жизни. Это такой русский Фауст, который в конце концов сумел поколебать основы мироздания, – считает автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля Борис Павлович.  

Интерес к истории побуждает творческих людей и все общество вновь и вновь обращаться к прошлому нашей страны. Зачастую в их интерпретации оно предстает не свершимся фактом, к которому можно по-разному относиться, но которое следует принимать как данность, – в их руках оно подобно мягкой глине, из которой можно лепить, что пожелаешь. Вот и новый спектакль заявлен как основанный на реальных событиях, хотя таких никогда не происходило.  

– Мне нравится тема альтернативной истории, мне импонирует, когда режиссер переписывает реальные исторические события. Мы делаем нечто подобное. Известно, что в реальности Циолковскому не удалось встретиться с Менделеевым – а в нашем спектакле это происходит. У театра своя правда, и она заключается не в скрупулезном следовании архивным документам: это правда чувств и природы явлений, – объясняет свое творческое кредо Борис Павлович.  

Великолепная сценография погружает зрителя в удивительный, зачарованный мир мечты, и в этом чувствуется почерк настоящего мастера. 

Радует, что в центре сюжета – судьбы великих ученых, заложивших основы великих достижений отечественной науки. Вот только не оставляет ощущение, что на сцене – некая параллельная Вселенная, рожденная в голове Безумного шляпника. Видимо, так и было задумано автором.

– Главный персонаж – существо абсолютно гротескное и сверхъестественное, говоря современным языком, фрик, которому сопутствовали сумасшедшие происшествия, – подтверждает Борис Павлович. 

А ведь спектакль поставлен в год 60-летия полета человека в космос, и зрители   понимают: мечты Циолковского, казавшиеся фантастическими его современникам, осуществились! 

Постановка в целом – композиционная эстетика звука, цвета и света. Все действо словно уносит зрителя в космический мир на том самом аэростате чудаковатого ученого, подарившего миру возможность полета к звездам.

Борис Павлович семь лет возглавлял кировский театр «На Спасской» и сделал его одним из лучших в стране. В 2013 году театр был отмечен премией Правительства России имени Федора Волкова и принимал участие в Международном Волковском театральном фестивале в Ярославле. В последние годы он ставит спектакли в ведущих театрах России. Семь раз их номинировали на национальную премию «Золотая маска». В 2019 году ее завоевала   его постановка «Пианисты» в новосибирском театре «Глобус». А в 2020 «Маской» был отмечен его петербургский спектакль «Исследование ужаса» – «за талантливое театральное исследование философии жизни и творчества в условиях внешней несвободы». Артисты Волковского (Николай Лавров, Евгений Мундум, Семен Иванов, Сергей Скоков, Елена Шевчук, Мария Маврина, Наталья Наумкина и другие) тоже умело и очень выразительно воплотили режиссерский замысел. Их и всю постановочную группу Борис Павлович охарактеризовал как ультрапрофессионалов. 

Фото Анны Соловьевой

Ольга Петрякова

Последние новости

Единая Россия Подводит Итоги Выборов

Партия подтвердил свой статус ведущей политической силы на фоне выборов.

Ремонт дороги в Ярославской области: новые перспективы для села Заячий Холм

В Гаврилов-Ямском районе начались работы по обновлению дорожной инфраструктуры.

Протест родителей в Ярославле против объединения школ

Местные жители выражают недовольство по поводу реорганизации образовательных учреждений.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Реутове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *