«Говорят, у нас тут секта». Как столичный журналист сменил Москву на глубинку и возродил ее
Владимир Мартышин сменил работу корреспондента на учителя истории в ярославской деревне Житель столицы возродил жизнь в селе Фото:
Владимир Мартышин сменил работу корреспондента на учителя истории в ярославской деревне
Житель столицы возродил жизнь в селе
Фото: Кирилл Поверинов
Седовласый и пышнобородый Владимир Мартышин похож на доброго волшебника Дамолдора из фильмов про Гарри Поттера. Как и герой популярного фэнтези, он приглядывает за школой. Только не Хогвартсом, а за Ивановской на Лехте, в Борисоглебском районе Ярославской области.
В начале девяностых журналист культурного московского издания решил изменить жизнь, сбежать от столичной суеты в тихую глубинку и стать учителем истории в загибающейся сельской школе. Тогда он еще не знал, что его стремление «зажить полной жизнью» поможет возродить несколько деревень.
«Я медленно умираю»В девяностых годах, когда страну мотало после перестройки, жизнь Владимира Мартышина в Москве вместе с супругой и тремя детьми была стабильной. Сам он родом из Новгородской области, в столицу попал, уже отслужив в армии и окончив журфак в Ленинграде. В студенческие годы познакомился с будущей супругой, с ней вместе и переехали в Москву, возлюбленная будущего журналиста была родом оттуда.
Владимир начал работать по профессии, карьера складывалась успешно: в середине восьмидесятых его признали одним из лучших репортеров столицы за освещение катастрофы пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Тогда же позвали в престижный литературный журнал «Москва». Он согласился, проработал там какое-то время, но внутренне журналиста что-то тяготило. Жизнь в столице высасывала из него силы, душой он тянулся к глубинке.
— Я пятьдесят с лишним лет пишу дневники. Начал делать это еще в восьмом классе, в 1968 году. Очень интересное занятие теперь их перелистывать: как жил, что и как менялось в жизни за эти 50 лет. В 1981 году после получения профессии журналиста приехал в Москву к супруге-москвичке, которая годом раньше окончила филфак нашего же университета. Но, честно говоря, город меня не очень привечал, хотелось всё-таки больше сельской жизни, — рассказал Владимир. — Казалось бы, интересная работа, жизнь складывалась успешно, но вот в дневнике за 84-й год есть такая запись: «Я медленно умираю».
Владимир продолжал вести жизнь успешного репортера, мужа и отца троих детей, но мысли о переезде в глубинку не покидали его. Супруга, заметив потухший взгляд мужа, поддержала переезд. Пара стала искать местечко для жизни. Случайно им на глаза попался дом в деревне Кучеры Борисоглебского района. Туда и поехали.
Владимир тосковал по жизни в деревне
Фото: Кирилл Поверинов
«Никто не хотел быть директором»Семья Мартышиных застала село в момент упадка. В 1993 году колхоз разваливался, производства закрывались. Люди уезжали в город, потому что им просто нечем было заниматься в глубинке. Владимир тогда устроился работать в местную школу — Ивановскую на Лехте. В тот момент там училось всего 56 детей из близлежащих деревень, учреждение дышало на ладан, здания требовали ремонта.
— Своих детей надо было учить. А школа была погибающая, всего два учителя с высшим образованием, остальные — только окончившие школу одиннадцатитиклассницы. Но кому-то надо было преподавать. Школа разваливается, а нам троих учить надо. В Москве привыкли: дочь занималась фигурным катанием, сын занимался в школе олимпийского резерва по прыжкам в воду. Увлекались рисованием, посещали кружки. Мы же не могли это всё бросить, — объяснил Владимир.
Один из корпусов школы представляет собой, по сути, деревянную избушку
Фото: Кирилл Поверинов
Увидев, где будут получать образование его дети, бывший журналист стал анализировать местную систему обучения. И заметил множество прорех.
— Я думал, что государство заботится об образовании граждан, что всё здесь в порядке, — отчеканил Владимир. — Оказалось, всё далеко не так. И я занялся, с одной стороны, изучением лучшего опыта русской-советской школы, в том числе и теоретических трудов всех выдающихся педагогов, с другой стороны, — серьезным анализом системы школьной системы образования, частью которой мы являлись. Тогда я был еще учителем. Обнаружилась еще одна важная сторона, она касалась интересов самих школьников. На уроках истории и литературы, которые я вел, они мне задавали много вопросов. В первую очередь, конечно, это касалось истории их деревень. Им всё это было интересно.
Это стало превращаться в зачатки собственной системы обучения. К 1994 году были разработаны целые блоки программ, появилось множество кружков и дополнительных предметов. В 1995 году по инициативе Владимира деревенская школа заключила договор с департаментом образования на создание научной продукции.
Здесь местные школьники катаются на коньках зимой
Фото: Кирилл Поверинов
— Мы предложили свою концепцию и программу образования департаменту в области как экспериментальный проект. Они заинтересовались этим и решили на базе нашей школы создать своего рода экспериментальную площадку, заключили с нами договор на разработку научной продукции и позже заплатили нам за это деньги. Мною были разработаны концепция Школы целостного развития, блоки программ «Отечествоведение» (1–10 классы), «Добротолюбие» (1–11 классы), предмет «Твоя родословная» (5-й класс). Другие учителя тоже трудились: разрабатывали программы по музыке, хореографии, живописи. Кроме искусствоведческого блока нами была расширена сфера «слово». Наряду с обычными школьными предметами мы разработали и включили в учебный план такие предметы, как красноречие, каллиграфия, старославянский язык в контексте русской культуры. И спустя 30 лет это всё преподается.
Однако школа продолжала угасать. Другие преподаватели уезжали в город, никто не хотел руководить учреждением. Директора один за другим отказывались от руководства, Владимир на тот момент еще работал в должности учителя.
— Наш проект успешно реализовывался, был уже на слуху в области, к нам начали приезжать педагоги со всей страны, то есть наша работа привлекла внимание. Раз дело пошло, думаю, надо спасать. Тогда я и согласился занять должность руководителя, — вспоминает Владимир.
Владимир занялся восстановлением школы, еще когда сам был учителем
Фото: Кирилл Поверинов
Школа возродила деревни?Постепенно школа, а за ней и деревни поблизости, начали возрожадаться. Проект, разработанный Владимиром, выстрелил. Заслуги учителей заметили в правительстве Ярославской области.
Постепенно сфера внеурочных занятий расширялась: ребята начали ездить на экскурсии, участвовать в мероприятиях. В общем, вести полноценную школьную жизнь. Родители перестали увозить детей в город, чтобы дать им достойное образование. А в очередь в Ивановскую на Лехте начали выстраиваться семьи со всей страны.
— На сегодняшний день на территории, которую обслуживает школа, работает где-то до 35 предприятий. Мелкие, покрупнее. Так вот, 28 из них появились благодаря родителям, которые переехали жить сюда, к школе. Есть и такие, кто работает на удаленке. Много среди тех, кто переезжает, наши выпускники. В наш садик очередь сейчас уже до 40 человек. Наша школа стала для этого места градообразующей, — похвастал Владимир успехами.
По словам Владимира, именно о такой школьной системе мечтает президент России Владимир Путин
Фото: Кирилл Поверинов
В школе уществуют тематические «погружения». Это выглядит так: ученики на какое-то время окунаются в атмосферу определенной эпохи или времени жизни видного деятеля. На стенах развешивают плакаты с изображением героя погружения, вырезки из произведений писателей тех лет. Периодически для учеников устраивают даже балы, костюмы и платья для которых шьют сами школьники.
— Таких погружений за последние годы нами проведено десятка полтора. Вот лишь некоторые из них: эпохи князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Смутное время, эпоха Петра I, Ломоносова, русско-турецкой войны, Первой мировой и Великой Отечественной войн... А с недавних пор по этой методике мы стали проводить и литературные погружения. Например, в жизнь и творчество Достоевского, Некрасова, когда отмечали их 200-летние юбилеи. А вообще, первое погружение у нас прошло еще в 2010 году, посвящено оно было эпохе князя Владимира. Обычно мероприятия идут где-то недели две. Эпоха рассматривается со всех сторон. В это время активизируется научная работа школьников и учителей, театральная деятельность. Все декорации, костюмы делаются своими трудами. Составной частью погружения являются и балы, которые проводятся у нас еще с 1993 года, — объяснил Владимир.
За 30 лет количество учеников в школе выросло с 56 до 180. Сейчас учреждение представляет из себя комплекс из нескольких зданий, в том числе двух деревянных. В них расположены разные кабинеты, ученики в течение дня курсируют по территории из одного в другое. По улице пробегают ребята разных возрастов в форме: девочки в коричневых платьях и черных фартуках, а мальчики — в классических костюмах. На территории устроили «птичью столовую» — зону со скворчечниками, где дети кормят птиц зимой. А неподалеку расположен аптекарский огород — там ученики выращивают травы.
Школьники могут выбрать занятие на любой вкус, однако многие ездят в кружки в город
Фото: Кирилл Поверинов
Ребята бегают из корпуса в корпус
Фото: Кирилл Поверинов
— Мы учимся в четырех зданиях плюс пятое — столовая. Почему под 180, а не под 200 воспитанников? Да потому, что в наших зданиях абсолютно нет места. Желающих здесь учиться очень много, но мы не всех берем, хотя они и переезжают для того, чтобы попасть именно в нашу школу. Вокруг уже десяток возродившихся деревень. Почти все дети, которые идут сегодня в школу, родились именно здесь. Это уже третье поколение нас, переехавших. Например, рядом со мной живут мои 18 внуков. Они здесь родились, это их родина. Вдохновляют полтора десятка возрожденных деревень. Демография — это особое наше достижение. В школе учатся 85% детей из многодетных семей, 78 из них — из семей, где не менее четырех детей, — объяснил Владимир.
Территория у школы прибрана, обнесена забором и заасфальтирована. С ремонтом и благоустройствам помогают меценаты, как их называет Владимир — друзья. Недавно его директорское кресло занял новый человек.
— Сейчас школа на взлете. И по учебным показателям, и по новой организации работы. Всё заасфальтировано, территория преобразилась. У школы новый директор — Федор Божков. Я его заместитель. Я работаю с нашими социальными партнерами, попечителями, — рассказал Владимир. — Среди выпускников есть ученые, кандидаты наук, военные, врачи, учителя, артисты, художники, многие работают в сфере сельского хозяйства. Наши родители настроены на такие же подходы в образовании и воспитании. У большей части из них — высшее образование. Все они придерживаются мнения о том, что воспитание детей должно базироваться на традиционных ценностях. Есть высочайшие ориентиры, на которые надо опираться в жизни, в литературе, в искусстве, в воспитании, — Владимир бросил взгляд на фото в рамке, стоящее в кабинете. На нем изображен выпускник — Андрей Саранди. В ноябре 2023 года парня хоронили всей деревней, 25-летний юноша погиб в зоне СВО .
Форма для детей здесь обязательная
Фото: Кирилл Поверинов
С детства учеников Ивановской школы учат помогать тем, кто слабее
Фото: Кирилл Поверинов
«Это место хотят закрыть»По словам Владимира, несмотря на развитие школы, иногда приходится бороться против бюрократии. Пару лет назад в школе закрыли кадетский корпус — причиной указали плохое состояние казармы. Поэтому военной подготовки в учреждении больше нет — проводить уроки негде.
— Тогда власти на всех уровнях сказали: это не наше дело — заниматься военной подготовкой, наше дело — учеба. Но что жизнь показала? Кто был прав... Мы готовили своих мальчишек по серьезной спецназовской программе. Кадетский корпус существовал 15 лет, а три года назад его «прихлопнули», поставив перед нами просто невыполнимые условия. Казарма, сказали, у нас плохая. Вместо того, чтобы помочь, махнули рукой и просто-напросто, получается, что запретили, — вздохнул Владимир.
Андрей Саранди тоже был выпускником местного кадетского корпуса
Фото: Кирилл Поверинов
В зданиях сделан свежий ремонт
Фото: Кирилл Поверинов
Владимир считает, что его авторская программа обогнала систему образования в стране. Часть предметов, которые вводили в других школах, похожи на те, что изучались в Ивановской на Лехте годами.
— То, что в последние годы робко предлагает система образования для школ, мы начали осуществлять еще в 1994 году. Система внеурочной деятельности, клубной работы, военной подготовки, шахматы, хоровой и театральной деятельности, основ православной культуры, патриотическое и духовно-нравственное, трудовое воспитание... Всё то, что сегодня на повестке дня у образования, в нашей школе, повторюсь, культивируется не один десяток лет, — рассказал бывший журналист. — Тот же предмет добротолюбия, преподаваемый во всех классах, включает в себя курсы уроков добра, основ традиционной духовности, духовных традиций русской семьи, основ целомудрия, достопамятных людей России, христианской эстетики.
Не все одобряют происходящее в школе. По словам Владимира, существуют люди, выступающие против нестандартной системы обучения. Владимир слышал, как школу называют сектой. Сам он — священник. Но утверждает, что детей не принуждают читать молитвы.
Бывший журналист уже 30 лет отдал школе и не жалеет об этом
Фото: Кирилл Поверинов
— Слышал, что некоторые чиновники подозревают, что у нас в школе все молятся. Да, к сожалению, никто не молится. Вон храм есть, построенный нами, и кто хочет, тот там и молится. Невольник — не богомольник. Поэтому то, что нам частенько приписывают, — это просто измышления, — отрезал Владимир.
Хоть в школу выстраивается очередь, на собеседовании с родителями Владимир обычно старается отговорить людей от переезда в глубинку. Многие не представляют, что такое деревенская жизнь. Одна из ошибок вновь прибывающих, по мнению бывшего журналиста, — люди стараются поселиться подальше от цивилизации. Но семьям с детьми, по его мнению, так лучше не делать.
И гуляют по территории
Фото: Кирилл Поверинов
— Потому что для жизни и воспитания детей необходима инфраструктура. Элементарно: скорая должна проехать, должно быть место, где купить продукты. Сюда едут тысячи людей посмотреть, но остаются-то десятки. Ну сотня, — пояснил Владимир. — Я всегда говорю — чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Надо реально всё воспринимать. Вот сейчас зима началась. Если у тебя плохое жилье или дров нет, что будешь делать-то? Это хорошо, когда краник включил, горячая вода потекла. А здесь жизнь серьезные испытания нам выдает.
«Мальчишка, у которого нет синяка, тоже плохой мальчишка»
Фото: Кирилл Поверинов
«Что есть в Москве, чего нет в деревне?»Несмотря на трудности жизни в деревне, Владимир говорит — о переезде не жалеет. Его дети после окончания университета переехали обратно в Кучеры, к родителям. Две дочери устроились работать в ту же школу, что и бывший журналист. Трое детей подарили Владимиру 18 внуков, и все они живут неподалеку от него.
— Если сравнивать деревню с Москвой, я бы сказал, что на селе возможностей реализовать себя во всех абсолютно отношениях гораздо больше, чем в городе. Ну где такую полноту жизни еще можно воссоздать? А разве есть возможность в городе создать авторскую школу? Здесь я написал свои главные книги. Здесь я стал членом Союза писателей России. Где еще во всей полноте может прибывать семья, как не в деревне — все мои внуки каждый день при мне. Моя супруга, бывшая в школе моей правой рукой, сейчас на пенсии, занимается внуками. Понятно, что мы и не могли думать, что дети наши после университетов и академий вернуться к нам в деревню. Я как человек верующий понимаю, что на всё воля Божья и Господь всё так устроил, — размышляет Владимир.
В школу дети добираются на автобусе
Фото: Кирилл Поверинов
В школе учатся и внуки Владимира
Фото: Кирилл Поверинов
Жизнь в глубинке не мешает самореализации. Напротив — по словам Владимира, он объехал с конференциями половину страны, будучи селянином. Выступает не только как педагог, но и как священнослужитель. После переезда в Кучеры бывший журналист стал посещать храмы, помогать заниматься их восстановлением. А с желающими учениками устанавливает в округе кресты.
— Где я только не побывал за эти годы на разного рода конференциях! В прошлом году у меня в храме Христа Спасителя на Рождественских чтениях только в один день было четыре научных доклада. В этом году география моих поездок — от Пскова до Владивостока. Десятки и десятки встреч, выступлений. Семь лет я преподавал в Ярославском педагогическом университете. Год назад защитил здесь магистерскую диссертацию... Это я говорю о востребованности: необязательно жить в Москве, чтобы реализовать себя. В принципе, жизнь состоялась. Думаю, что в 70 лет можно по полной готовиться уже и к следующей части жизни — вечной, рано или поздно этот переход нас не минует, — рассуждает Владимир.
Сам Владимир счастлив в глубинке
Фото: Кирилл Поверинов
«Нас поучают, как воспитывать» Среди книг, которые Владимир хочет успеть дописать, — «Злые заметки доброго учителя». В ней планирует описать прорехи системы образования, бюрократию, с которой сталкиваются учителя. По его мнению, сейчас от педагогов требуют слишком много бумажной волокиты.
— Тому, что сегодня вытворяют с образованием, я просто поражаюсь. Отчеты, отчеты и еще раз отчеты. В школе создана уже целая система кадров по отчетам. Каждый день какие-нибудь бумаги. Раньше школа жила для детей, сегодня — для чиновников. И сегодня получается, кто лучше всех отчитается, у того и рейтинг высокий. А творческие люди, каких у нас большинство в школе, не умеют этого делать. Вот порой в хвосте и плетемся по отчетам, а в школе жизнь бурлит. Школам нужно дать больше самостоятельности, в них работает лучшая часть нашего общества. С горячими сердцами, высоким уровнем нравственности, патриотичности, и слава Богу, здорового консерватизма.
Алина Шибаевакорреспондент
Последние новости
Сигналы тревоги: когда забывчивость становится проблемой
Частые провалы в памяти могут указывать на серьезные заболевания.
Новая инициатива в области образования в России
Правительство запускает программу по поддержке студентов и преподавателей.
Форум «Транспорт России» открылся в Москве с участием Ярославской области
Губернатор Михаил Евраев обсудил планы по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований