Учись, столяр!
155 лет назад открылось рыбинское Александровское земское училище. Как жители шантажом пристраивали туда своих чад.
155 лет назад открылось рыбинское Александровское земское училище. Как жители шантажом пристраивали туда своих чад. За сколько лет в училище получался мебельщик. И зачем туда пригласили мастера из Петербурга
Курсы педагогов Ярославского губернского земства, 1900 г.
В XIX веке в России ширится интерес к образованию. Крестьяне убеждаются в полезности грамотности, хотят учить детей. Традиционно считается, что образование «дремучим массам» принесли большевики. Но раньше на полвека это делали земства.
Первый председатель Рыбинской земской управы Александр Хомутов провозглашал: «Храм общественного благосостояния воздвигнем на ниве родного просвещения». В 1868 году в Ярославской губернии открылись первые пятилетние земские школы. Спустя полвека, в 1916 году, в губернии действует 669 земских школ, где работает 778 учителей. 60 земских школ – в Рыбинском уезде.
Правда, если в сегодняшней школе учатся 500-800 детей, то в земской лишь 30-50 школьников. Чему учат юных крестьян? Кроме арифметики, чтения, письма и Закона Божьего, им преподают еще и историю, географию, геометрию, черчение, естествознание.
Кроме земств, школы открывали и при каждом церковном приходе. Для сравнения: в 1916 году в губернии 577 приходских школ – немногим меньше земских. И при заводах промышленники строили учебные заведения. Словом, считать, что грамоте крестьян в Российской империи не уделяли внимания, не совсем справедливо. Другое дело, что у этих школ были разные кураторы: церковь, земство или бизнес – и каждый обучал и воспитывал по-своему.
Да и обязательным образование не было, что современному человеку совсем непривычно. Некоторые крестьяне не видели в науках прока, не тратили на него ни денег, ни времени. Их дети немного учились грамоте у дьячка или старого солдата и выходили в большую жизнь. Например, шли в подмастерья к сапожнику или уезжали в город работать в лавке или кабаке.
Но многие отдавали детей в школы, предпочитая именно земские, которые были бесплатны и давали крепкое образование. Сотня детей училась в 1910-е годы в рыбинском Александровском земском училище, названном так в честь императора.
Училище открыли на деньги земства в феврале 1868-го в деревне Голодяево (сегодня дер. Пригородное). Через несколько лет его перевели в рыбинское Зачеремушье. Непросто выяснить, где именно в Рыбинске размещалось училище. Есть мнение, что его здание сохранилось на углу улиц Кладовой и Выгонной (сегодня ул. Ухтомского), что в советское время там располагались школа № 6 и учебно-производственный комбинат. Другие краеведы уверены, что здание училища утрачено при масштабной перестройке Зачеремушья.
За работой в столярной мастерской (фото из московского училища)
Кого учили в земской школеКто учится в земских школах и училищах? В основном девочки и мальчики из бедных семей, тех, кто не может оплатить учебу. Об этом упоминает учительница рукоделия Александровского училища Екатерина Скворцова: «В училище половина девочек. Прилив этот объясняется тем, что в городских женских школах берут за обучение значительную плату, в земском училище платы этой нет. Для бедных девочек всякое знание – самое существенное подспорье».
Небогатые крестьяне и мещане охотно отдавали детей в земскую школу – для них это был способ дать ребенку профессию и избавить семью от лишнего рта. Нередко сельское «обчество» устраивало в училище сирот, оставшихся в деревне без взрослых.
Земские школы существуют на народные деньги, которые собирают с крестьян в виде налогов. Поэтому каждое решение – пригласить учителя, повысить ему зарплату, принять нового ученика, назначить ему стипендию – принимается сообща земским собранием.
Сохранились свидетельства, как собрание обсуждает кандидатуры детей в Александровское земское училище, учитывая трудное положение их семьи. Так, в 1886 году в Управу ходатайствует рыбинский мещанин Петр Воробьев, бывший содержатель лошадей для земских разъездов. После смерти жены он остался с пятью малолетними детьми, «впавши в крайнюю бедность». И просил принять его 8-летнего сына Василия на полное содержание. Собрание пошло навстречу Воробьеву, приняв его сына в училище на свободную вакансию «крестьянского населения».
Иногда для устройства в училище крестьяне прибегали к шантажу. Например, Федор Дубровин угрожал, что «в ином случае отдаст сына Матвея к кому-либо в услужение или отправит в С.-Петербург для занятий по торговле». Матвея приняли в училище, он окончил учебу «на земский счет».
Бывало, что «детей предоставляли в училище лишь в рубашках и без перемены белья». Таких в Александровском земском училище называли «земские воспитанники» и брали на полный пансион. На два года им вручали 4 рубашки сарпинковых, 4 панталон пестрядинных, по 2 наволочки подушечных и матрацных, 2 простыни, одеяло суконное, полушубок овчинный, кафтан суконный, валенки, кожаные сапоги, летнюю и зимнюю шапки, 2 пары онуч, 20 аршин холста для полотенец. Кроме 20 детей, взятых на полный пансион, брали еще пятерых на полупансион: с едой и проживанием, но в своей одежде.
В год Рыбинское земство расходовало на училище, ремесленное отделение и интернат, где жили иногородние ученики, больше 6000 рублей.
Считается, что уровень образования в земских школах был намного выше, чем в тех же приходских школах и тем более при обучении дома. Земство старается привлечь в школу молодых энергичных педагогов, поддержать их премиями, продуктами. А работа, и правда, была непростая.
Уроки для всех возрастов в земской школе могли проходить в одном классе, где педагог, выбиваясь из сил, пытался занимать сразу и старших, и младших детей. Об усилиях педагога мы узнаем из того же отчета Екатерины Скворцовой: «Кто знает труд педагога, симпатия его всегда будет на стороне учителя. Девочки 7, 8 и 9 лет из бедных семей вовсе не имеют понятия о крючке, спицах и других рукодельных инструментах. Это 40 часов самого невообразимого терпения в месяц».
Возможно, в этом трехэтажном здании располагалось Александровское земское училище
Столяры и мебельщикиСпособных учеников земская школа готовила к поступлению в профессиональные учебные заведения: учительские семинарии, технические училища, фельдшерские школы. Кроме того, подростки прямо в народном училище осваивали полезное ремесло портного или сапожника, столярное или токарное дело. По сути, это была ремесленная школа, где за 5 лет подростку давали и знания, и основы ремесла.
Рассмотрим Александровское земское училище в Рыбинске. Сначала здесь учились 40 детей, постепенно их число выросло до 100. Обучение из начального становится профессиональным. Профиль выбрали столярный – «в связи с широким развитием в уезде ремесленных кустарных производств». Для этого земство предприняло несколько важных действий. Для начала из Петербурга пригласили специалиста – преподавателя столярно-токарного ремесла Дорофеева.
Для занятий ремеслом во дворе училища построили «особое здание, стоившее вместе с оборудованием свыше 4000 рублей». Теперь училище располагалось в комплексе зданий: «Главный дом – помещение для классов, второй – столярно-токарный класс, третий – помещение для воспитанников и смотрителя, четвертый дом помещает кухню со столовой, квартиру учителя», — пишут в отчете земскому собранию в 1901 году.
Затем решили брать в училище не 8-летних, а 9-летних мальчиков – «для обучения ремеслам ученики должны были обладать большей физической силой».
И главное – перекроили программу обучения. Год подростки учили общие предметы, три года обучались ремеслу и постигали теорию по профильным предметам: рисование, черчение, технология дерева, основы геометрии. А пятый год полностью посвящали работе в учебных мастерских.
После всех обновлений Александровское училище стало готовить и выпускать подмастерьев, «знакомых со столярно-токарным делом, с различными работами по дереву, владеющих знаниями в производстве мебели и сельскохозяйственных орудий».
Первый председатель Рыбинской земской управы А.С. Хомутов
Последние новости
Почему волосы выпадают и как это остановить
Эксперты объясняют причины и предлагают решения для сохранения здоровья волос.
Визит делегации Ярославской области в Беларусь завершился встречей по сотрудничеству
Обсуждение вопросов развития сотрудничества между Ярославской областью и Республикой Беларусь.
Дороги Некоузского района под контролем прокуратуры
Проверка выявила серьезные недостатки в состоянии автомобильной дороги.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований