Лось не лосось, он мигрирует в поисках корма
В Ярославской области начинается изучение путей миграции лосей через автомобильные дороги.
В Ярославской области начинается изучение путей миграции лосей через автомобильные дороги. Позволит ли это уменьшить число ДТП с участием диких животных?
Заняться вопросами миграции лосей через автотрассы специалистам пришлось из-за того, что в нашем регионе участились случаи ДТП с участием этих животных.
– Динамика ДТП с участием диких животных неутешительна, – отметил директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Дмитрий Пеньков. – В 2017 году в регионе была зафиксирована 121 авария с участием лосей, в 2018-м – 89, а с начала этого года – уже 116. Строительство
автомобильных дорог приводит к нарушению устоявшихся путей миграции животных, что провоцирует опасные инциденты, которые нередко имеют тяжелые последствия. Чтобы их избежать, водителям необходимо соблюдать скоростной режим и быть очень внимательными, проезжая через лесные массивы, особенно в период гона. Для лося это август – сентябрь.
С учетом того что суммарная популяция лосей оценивается в нашем регионе в 19 тысяч особей, проблема действительно вырисовывается серьезная. Однако, по мнению читателей нашей газеты, решать ее нужно немного в другом аспекте. На днях в редакцию пришло письмо от нашего постоянного читателя Виктора Мозгунова из Ярославского района, которое мы сегодня публикуем.
«Мне уже 68 лет, еще в советские времена я пристрастился к охоте. Очень много времени проводил в беседах с егерями различных лесничеств, изучал повадки зверей.
В этом смысле предложение определить пути миграции лосей, чтобы снизить количество ДТП с участием этого животного, меня удивило.
По поводу того, что строительство новых дорог ведет к тому, что лоси выходят на них и создают аварийные ситуации. Создание дороги – процесс долгий, шумный и для лося совершенно неинтересный. Уже с появлением в лесу строительной техники лоси уйдут из этого района километров на 20 и обратно возвратятся очень не скоро. И почему в ДТП попадают только лоси, а не кабаны, например, которые тоже довольно много мигрируют по территории области и у которых тоже случается гон? В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века дорог строилось не в пример больше, но количество ДТП не становилось проблемой, требующей дополнительных исследований.
Дело в том, что лось не лосось, хоть их названия и созвучны. Лоси мигрируют только в поисках корма (а питаются они в основном еще не одревесневшими побегами деревьев), поэтому пути их миграций постоянно меняются. Особенно тяжелое время для лося – зима.
В поисках корма зверь забредает туда, где этот корм есть. А он очень часто вырастает именно на обочинах крупных автотрасс, где ежегодно идет вырубка деревьев. Почти всегда она ведется без раскорчевки, на месте деревьев появляется пневая поросль, которая привлекает лося куда сильнее, чем лесной корм, потому что трассы посыпают солью или поливают рассолами, которые поднимаются колесами автомобилей и оседают именно на обочинах дорог – там, где эти ветки растут в изобилии.
Получается идеальный деликатес для лося: когда он его ест, то забывает обо всем на свете. Мозгов в его голове в этот момент становится еще меньше, чем во время гона. И естественно, что подъезжающий автомобиль он замечает, только когда тот приблизится метров на 30 – 50. Кстати, именно поэтому жертвами ДТП чаще становятся водители легковых авто – тягачи и грузовики шумят сильнее и животное слышит их раньше. В тот момент, когда лось вдруг обнаруживает, что он на трассе не один, у него включается инстинкт самосохранения, который заставляет его бежать. Но лось тем и отличается от остальных зверей – того же кабана, например, что уходит от опасности по чистому месту. Для него в этой ситуации самым идеальным путем отхода является дорога. Отсюда эти обескураженные показания потерпевших:
«Я уже было проехал, а оно как под колеса ломанется...».
Почему же эта проблема появилась только сейчас и становится все более насущной? В советское время, когда на территории области были государственные охотхозяйства и заказники, егеря следили за тем, чтобы зимой лоси получали достаточное количество веточного корма и соли на специальных кормовых площадках.
Привлекали для этого и охотников, поскольку мы понимали, что очень важно поддерживать поголовье животных. Конечно, эпизодические случаи выхода на обочину были у лосей и тогда, но в гораздо меньших количествах: все-таки лось – животное лесное. Сегодня большая часть лесных угодий отдана в аренду. Арендаторы в принципе обязаны заниматься поддержанием поголовья промыслового зверя, но как они это делают, проследить невозможно. Если нет массового падежа и браконьерства, к ним претензии не предъявишь.
Кстати, я обратил внимание, что волна ДТП с лосями стала отмечаться не столько в период гона, сколько в начале лета, когда двухлетки покидают матерей и начинают жить самостоятельно. Это именно они чаще всего и забредают в города, потому что еще слабо ориентируются в пространстве, плохо умеют преодолевать лесной подрост, зато по дорогам перемещаются очень весело. А дороги, как правило, как раз и ведут в населенные пункты. Там у молодого лося начинается паника, а дальше все развивается по уже рассказанному сценарию. К счастью, в городах транспорт движется с несколько меньшей скоростью, нежели по трассам, поэтому последствия таких ДТП не столь существенны.
В этом смысле мне кажется наиболее рациональным знаки «Осторожно! Дикие животные» выставить там, где имеется обширная поросль вдоль обочин дорог. Кроме того, имеет смысл изменить строительные регламенты и обязать строителей при работе на обочинах не просто вырубать, а раскорчевывать соответствующие участки прилегающих лесов. Вряд ли это убережет всех водителей от ДТП с лосями, но по крайней мере уменьшит их количество. А главное, пора заняться подкормками лосей в зимний период – только так можно «привязать» их к определенным точкам в лесу».
– Динамика ДТП с участием диких животных неутешительна, – отметил директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Дмитрий Пеньков. – В 2017 году в регионе была зафиксирована 121 авария с участием лосей, в 2018-м – 89, а с начала этого года – уже 116. Строительство
автомобильных дорог приводит к нарушению устоявшихся путей миграции животных, что провоцирует опасные инциденты, которые нередко имеют тяжелые последствия. Чтобы их избежать, водителям необходимо соблюдать скоростной режим и быть очень внимательными, проезжая через лесные массивы, особенно в период гона. Для лося это август – сентябрь.
С учетом того что суммарная популяция лосей оценивается в нашем регионе в 19 тысяч особей, проблема действительно вырисовывается серьезная. Однако, по мнению читателей нашей газеты, решать ее нужно немного в другом аспекте. На днях в редакцию пришло письмо от нашего постоянного читателя Виктора Мозгунова из Ярославского района, которое мы сегодня публикуем.
«Мне уже 68 лет, еще в советские времена я пристрастился к охоте. Очень много времени проводил в беседах с егерями различных лесничеств, изучал повадки зверей.
В этом смысле предложение определить пути миграции лосей, чтобы снизить количество ДТП с участием этого животного, меня удивило.
По поводу того, что строительство новых дорог ведет к тому, что лоси выходят на них и создают аварийные ситуации. Создание дороги – процесс долгий, шумный и для лося совершенно неинтересный. Уже с появлением в лесу строительной техники лоси уйдут из этого района километров на 20 и обратно возвратятся очень не скоро. И почему в ДТП попадают только лоси, а не кабаны, например, которые тоже довольно много мигрируют по территории области и у которых тоже случается гон? В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века дорог строилось не в пример больше, но количество ДТП не становилось проблемой, требующей дополнительных исследований.
Дело в том, что лось не лосось, хоть их названия и созвучны. Лоси мигрируют только в поисках корма (а питаются они в основном еще не одревесневшими побегами деревьев), поэтому пути их миграций постоянно меняются. Особенно тяжелое время для лося – зима.
В поисках корма зверь забредает туда, где этот корм есть. А он очень часто вырастает именно на обочинах крупных автотрасс, где ежегодно идет вырубка деревьев. Почти всегда она ведется без раскорчевки, на месте деревьев появляется пневая поросль, которая привлекает лося куда сильнее, чем лесной корм, потому что трассы посыпают солью или поливают рассолами, которые поднимаются колесами автомобилей и оседают именно на обочинах дорог – там, где эти ветки растут в изобилии.
Получается идеальный деликатес для лося: когда он его ест, то забывает обо всем на свете. Мозгов в его голове в этот момент становится еще меньше, чем во время гона. И естественно, что подъезжающий автомобиль он замечает, только когда тот приблизится метров на 30 – 50. Кстати, именно поэтому жертвами ДТП чаще становятся водители легковых авто – тягачи и грузовики шумят сильнее и животное слышит их раньше. В тот момент, когда лось вдруг обнаруживает, что он на трассе не один, у него включается инстинкт самосохранения, который заставляет его бежать. Но лось тем и отличается от остальных зверей – того же кабана, например, что уходит от опасности по чистому месту. Для него в этой ситуации самым идеальным путем отхода является дорога. Отсюда эти обескураженные показания потерпевших:
«Я уже было проехал, а оно как под колеса ломанется...».
Почему же эта проблема появилась только сейчас и становится все более насущной? В советское время, когда на территории области были государственные охотхозяйства и заказники, егеря следили за тем, чтобы зимой лоси получали достаточное количество веточного корма и соли на специальных кормовых площадках.
Привлекали для этого и охотников, поскольку мы понимали, что очень важно поддерживать поголовье животных. Конечно, эпизодические случаи выхода на обочину были у лосей и тогда, но в гораздо меньших количествах: все-таки лось – животное лесное. Сегодня большая часть лесных угодий отдана в аренду. Арендаторы в принципе обязаны заниматься поддержанием поголовья промыслового зверя, но как они это делают, проследить невозможно. Если нет массового падежа и браконьерства, к ним претензии не предъявишь.
Кстати, я обратил внимание, что волна ДТП с лосями стала отмечаться не столько в период гона, сколько в начале лета, когда двухлетки покидают матерей и начинают жить самостоятельно. Это именно они чаще всего и забредают в города, потому что еще слабо ориентируются в пространстве, плохо умеют преодолевать лесной подрост, зато по дорогам перемещаются очень весело. А дороги, как правило, как раз и ведут в населенные пункты. Там у молодого лося начинается паника, а дальше все развивается по уже рассказанному сценарию. К счастью, в городах транспорт движется с несколько меньшей скоростью, нежели по трассам, поэтому последствия таких ДТП не столь существенны.
В этом смысле мне кажется наиболее рациональным знаки «Осторожно! Дикие животные» выставить там, где имеется обширная поросль вдоль обочин дорог. Кроме того, имеет смысл изменить строительные регламенты и обязать строителей при работе на обочинах не просто вырубать, а раскорчевывать соответствующие участки прилегающих лесов. Вряд ли это убережет всех водителей от ДТП с лосями, но по крайней мере уменьшит их количество. А главное, пора заняться подкормками лосей в зимний период – только так можно «привязать» их к определенным точкам в лесу».
Последние новости
Сигналы тревоги: когда забывчивость становится проблемой
Частые провалы в памяти могут указывать на серьезные заболевания.
Новая инициатива в области образования в России
Правительство запускает программу по поддержке студентов и преподавателей.
Форум «Транспорт России» открылся в Москве с участием Ярославской области
Губернатор Михаил Евраев обсудил планы по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Рубцовске