Женщина на корабле

К одной из самых экзотических для прекрасного пола профессий ее привела судьба.

К одной из самых экзотических для прекрасного пола профессий ее привела судьба. Так считает капитан­механик пригородного теплохода «Москва­182» Марина Гаврилова. Стаж ее работы в речном флоте – сорок четыре года. Она единственный на сегодня капитан корабля из приписанных к волжским речным портам. Первый в жизни якорь Состояние рабочего места может многое сказать о человеке. В этом смысле на корабль «Москва-182» заходить несколько… боязно. Палуба блестит так, что поневоле начинаешь вспоминать, а тщательно ли ты вытер обувь там, на берегу? И ведь это не туристический теплоход, а «работяга», который возит по внутригородской линии весьма разношерстную публику. Уже один только факт безупречной чистоты заставляет предположить, что хозяйка корабля – обладательница несгибаемого характера.

– Меня хотели назвать Наташей, – рассказывает капитан «Москвы-182». – Но уже на этой стадии, видимо, вмешалась судьба, и по предложению тети я стала Мариной. Продолжилась морская тематика в детском саду, когда мама мне нашила на карман не куклу, не зверюшку и не игрушку, а якорь. Дальше – больше: в подростковом возрасте я прочитала кучу книг на морскую тематику, узнала, что мой дед служил на флоте, и к окончанию школы уже не мыслила себя никем, кроме капитана корабля.

С этими мыслями Марина и ее одноклассница с аттестатами, на которых еще и чернила не просохли, из родного Ярославля отправились в Ленинград, где тогда базировался сильнейший в стране институт инженеров водного транспорта. Но, как выяснилось, женщин на факультет судовождения не брали. И Марина решила идти к цели другим путем. О том, что в Ярославле есть речной порт, она, конечно, знала. Но, оказалось, что в порту базируется учебный комбинат и даже имеются курсы мотористов-рулевых. Вот она – прямая дорога на корабль!
Там же одни мужики! В отделе кадров Ярославского речного порта будущего капитана-моториста встретили вовсе не с распростертыми объятиями. Спектр аргументов простирался от заботливого «там же одни мужики работают…» до ироничного «…тебя ветром сдует с теплохода». Сошлись на том, что соискательницу на борт все же возьмут. Кассиром.

– Я не отказалась, потому что надо было с чего-то начинать, – вспоминает Марина Львовна. – Но работа сопровождалась чувством стыда. Просто потому, что в те времена было не принято в восемнадцать лет не пытаться получить высшее образование. Или не строить карьеру.

С чувством стыда кассир теплохода боролась по-своему. А именно осаждала капитана-механика и всю команду вопросами о том, что и как на корабле и в речной работе устроено. Судя по всему, вопросы были толковые. Потому что и года не прошло, как командир корабля доверил Марине место на капитанском мостике – у штурвала. Этот момент стал одним из самых счастливых в жизни будущего капитана. В конце первой навигации Марина Гаврилова перешла в должность моториста-рулевого. А потом один из товарищей по команде ей подсказал, что в Рыбинске есть речное училище. А его филиал работает при Ярославском речном порте. Без больших надежд Марина отправилась в Рыбинск, где, с ее точки зрения, произошло чудо… Выразилось оно во фразе председателя приемной комиссии: «Хотите у нас учиться? Подавайте документы!».

– Вы меня принимаете? – изумилась абитуриентка.

И это был второй счастливый момент ее жизни, который не забывается до сих пор.
Между транзитом и «Москвой» Марина оказалась не только единственной женщиной на вечернем отделении, но и самой молодой среди курсантов. Может быть, именно потому обошлось без традиционных матросских подколок. Единственный только раз, когда во время занятий погас свет, с задних рядов донеслось чье-то довольное: «Вот так бы всегда: и девушек красивых, и свет потушить»…

Уже на первом курсе сосед по парте составил своей однокашнице протекцию для работы на грузовом теплоходе – мотористом-рулевым в транзите. Это практически дальнее плавание: с началом навигации судно выходит на реку, а возвращается в родной порт порой только по ее окончании. С одной стороны, совсем не женский график. С другой – огромный опыт именно в части умения работать на реке.

Через несколько лет на Волге появилась женщина-капитан. С 1991 года она работает на местных пассажирских линиях. И, надо сказать, задает в этом деле корпоративные стандарты.
Экипаж – моя семья Фразу из советской песни про экипаж-семью знают все. Но при этом, что называется, по умолчанию понятно, насколько тернист путь от группы людей одной профессии до реальной семьи, живущей общими интересами. А уж что для этого приходится пройти женщине…

– У меня в жизни никогда не было маникюра, – признается Марина Львовна. – Откуда, если всю зиму проводишь в доке, ремонтируя корабль и готовя его к новой навигации? Руки как минимум по локоть в масле! У меня интересная история была: механик корабля, когда меня только-только назначили мотористом-рулевым, заболел как раз осенью, когда нужно начинать все регламентные работы. Так я ходила, подсматривала за другими мотористами. А потом шла к себе и пыталась делать то же самое. Через неделю механик вышел на работу, а ему во все уши трубят: «Она корабль до последнего болтика разобрала». Да, разобрала. Но зато уже тогда начала понимать, что к чему на корабле. И это помогает мне сегодня управлять не только машиной, но и экипажем. На моем корабле нет понятия «не могу». Потому что если я, слабый пол, все могу, то как мне такой фразой ответит мой подчиненный, являющийся мужчиной?

В итоге под руководством Марины Львовны сформировался слаженный коллектив. Во-первых, работающий практически в неизменном составе уже почти десяток лет. Во-вторых, здесь блюдут чистоту: уже в половине шестого утра команда «Москвы-182» принимается драить свое судно. Они так привыкли, они команда! Да что там команда – уже и пассажиры для капитана как своя семья…

– Годами возим по всему городу одних и тех же людей, – отмечает капитан. – Они нас уже знают, и мы их знаем как родных. И, знаете, это вдохновляет меня на работу. Все-таки если судьба ведет, ей надо не только подчиняться, но и ловить все шансы, чтобы двигаться в нужном направлении.

Последние новости

Борьба с незаконной торговлей алкоголем в Ярославской области

Специалисты провели 20 рейдов и изъяли значительное количество незаконной продукции.

Первый турнир по микрофутзалу в Ярославле

Турнир собрал команды предприятий и стал успешным спортивным событием.

Новые тренды в образовании: как технологии изменяют учебный процесс

Технологии продолжают трансформировать образовательные методы и подходы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Беслане на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *