Елена Драпеко: актриса, депутат, патриот
О сегодняшнем юбилее Елены Григорьевны Драпеко в СМИ и Интернете сказано как-то скромно.
О сегодняшнем юбилее Елены Григорьевны Драпеко в СМИ и Интернете сказано как-то скромно. В программе ТВ так и вовсе передачу об этой талантливой актрисе и политике-патриоте анонсировал лишь канал «Культура».
Елена Драпеко родилась 29 октября 1948 года в городе Уральске Западно-Казахстанской области. После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии работала на «Ленфильме». В 1972 году юная актриса дебютировала в военной драме по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Первая же сыгранная Еленой Драпеко роль Лизы Бричкиной стала звёздной. Теперь без расспросов об этой картине, получившей все возможные призы и объехавшей весь мир, не обходится ни одно интервью или творческая встреча актрисы. После Лизы Бричкиной были и другие, полюбившиеся миллионам зрителей роли: Ольги Муромцевой в мелодраме «Безотцовщина», Веры Инютиной — в телесериале «Вечный зов», Паши в комедии «Хористка» и многие другие.
Готовя очередной номер журнала, я брала интервью у замечательного человека, работавшего с Еленой Григорьевной много лет бок о бок. Это Анатолий Николаевич Константинов, заслуженный работник культуры РФ, председатель Российского творческого союза работников культуры, помощник депутата ГД РФ Елены Григорьевны Драпеко.
«Перестройка» и «гласность» шли по СССР семимильными шагами. И вот 12 июня 1991 года мэром Ленинграда на выборах, проходивших одновременно с выборами президента России, избран Анатолий Собчак. Одновременно на референдуме принято решение о возвращении Ленинграду названия Санкт-Петербург. Собчак формирует новую команду и назначает председателем Комитета по культуре известного советского и российского искусствоведа директора Государственного Русского музея Владимира Александровича Гусева. Заместителем становится Анатолий Константинов.
Всё осложнялось тем, что в Санкт-Петербурге, да и в стране в целом, не было тогда денег. И, как всегда, в первую очередь это коснулось культуры. Именно тогда, проанализировав ситуацию, Анатолий Константинов пришёл к выводу, что Комитет по культуре необходимо объединить с Комитетом по туризму. Туризм в Питере – дело прибыльное, он поддержит культуру.
В 1992 году Александр Гусев ушёл с должности директора Комитета по культуре, вернулся руководить Русским музеем. И Собчак снова стал искать человека на должность председателя Комитета по культуре. По рекомендации Олега Басилашвили, который был тогда депутатом Госдумы от Санкт-Петербурга, он пригласил заслуженную артистку РСФСР Елену Драпеко, хорошо проявившую себя в качестве руководителя гильдии киноактёров Санкт-Петербурга.
Перед встречей с мэром Санкт-Петербурга Елена Драпеко поговорила с Константиновым.
Я ей посоветовал, — рассказывает Анатолий Николаевич, — предложить Собчаку нашу с Гусевым идею – объединить комитеты по культуре и по туризму. Иначе культуре просто не выжить. Она согласилась со мной и поставила перед Собчаком условия: возглавит комитет, если его объединят с туризмом. Собчак согласился и выдвинул условия: завершить реставрацию Петергофа и церкви Спаса-на-Крови. Петергоф являл собой удручающее зрелище! Там работали поляки, им зарплату не платили, они бросили всё, вплоть до инструментов, и смылись, даже не законсервировав объект. А это же национальное достояние! Так что пришлось «зарабатывать» деньги и реанимировать Петергоф и Спас-на крови, который тоже стоял 10-летиями на реставрации. Мы с этим справились. Но Елена Григорьевна действовала методами, надо сказать, большевистскими. Помню, в Комитет по культуре на Невский, 40 мы приглашали директоров интуристовских отелей и буквально выкручивали им руки. Говорили: или лицензию не продлим, или внесите на реставрацию такую-то сумму. Они жертвовали, а что поделаешь! Но многие и добровольно шли на это. Короче говоря, справились.Вообще это было очень яркое время! Анатолий Николаевич с Еленой Григорьевной работали очень слаженно. Разработали общественно-государственный формат управления культурой города. В работе участвовали тринадцать профильных экспертных и художественных советов. Приходилось распределять довольно скудный бюджет. Спорили, ругались, но, в конце концов, договаривались. Проходили фестивали, концерты, акции, дни Санкт-Петербурга за рубежом…
Но в октябре 1993 года снова всё перевернулось. Из-за противостояния президента России Бориса Ельцина и Верховного Совета РСФР многое смешалось и перепуталось.
В октябре 1993 года Елена Драпеко была в Москве в командировке. Она попала в эпицентр тех событий. В Санкт-Петербурге на это время был назначен съезд культурных союзов России, проходил он в здании союза театральных деятелей на Невском. Съехались в Питер представители творческой интеллигенции со всей страны.
Конечно, все уже всё знали о событиях в Москве, но старательно делали вид, что ничего не происходит, — рассказывает Константинов. — Мы по этому поводу как воды в рот набрали, общаемся, говорим о своих проблемах, но о событиях в Москве – ни слова!И вот Драпеко возвращается. Она приехала в разгар событий, и сразу с Московского вокзала — в СТД, и её тут же приглашают на трибуну выступить перед собравшимися. И она выступила очень резко, никто не ожидал от неё такого эмоционального выступления с обличением действий президента.
Это власть, которая расстреливает собственный парламент!Она выступила и сразу ушла, даже не села обратно в президиум. Тут же ведущий перерыв объявляет. И началось! Как её поливали! Ведь большинство творческой интеллигенции поддерживало Ельцина.
Дальше события развивались следующим образом, — рассказывает Константинов. – Я поехал в Комитет, и там меня подозвали к «вертушке» — срочно требует Собчак. Собчак — два слова: «Где она?!». Я отвечаю: «На объектах». Он: «Чтоб завтра в 10 утра была у меня!». В конце концов, Собчак издал приказ о сокращении должности председателя Комитета, эту должность объединили с должностью вице-губернатора. Таким образом от Елены Григорьевны избавились.После увольнения Елена Григорьевна возглавила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. А 19 декабря 1999 года была избрана депутатом Государственной Думы третьего созыва по списку КПРФ, 7 декабря 2003 года — избрана депутатом Государственной Думы четвёртого созыва по списку КПРФ, была членом фракции КПРФ.
В 2007 году избрана депутатом Государственной думы пятого созыва от партии «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь».
Сейчас она является первым заместителем председателя комитета по культуре Госдумы РФ. После начала СВО находится под международными санкциями Евросоюза, США и ряда других стран .
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА, г. Санкт-Петербург.
На снимке: Елена Драпеко и Наталья Ильюшенкова.
Последние новости
Сигналы тревоги: когда забывчивость становится проблемой
Частые провалы в памяти могут указывать на серьезные заболевания.
Новая инициатива в области образования в России
Правительство запускает программу по поддержке студентов и преподавателей.
Форум «Транспорт России» открылся в Москве с участием Ярославской области
Губернатор Михаил Евраев обсудил планы по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку