НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОБЛАДАТЬ МНОЮ – МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ, КАК ПУТЬ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ. АРХИМАНДРИТ ПАХОМИЙ – СТАРЕЦ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
На прошедшей монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности», которая состоялась в рамках регионального этапа Рождественских чтений,
На прошедшей монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности», которая состоялась в рамках регионального этапа Рождественских чтений, был представлен доклад «Ничто не должно обладать мною – монашеское делание, как путь к духовной свободе. Архимандрит Пахомий – старец Спасо-Яковлевского монастыря». Доклад представил игумен Леонтий (Эмедов).
Сегодня мне хотелось бы рассказать об архимандрите Пахомии (Панове), наместнике нашего монастыря. Он жил в Яковлевской обители в последней трети XIX – начале XX веков и более известен под именем старца Пахомия.
Это был человек необычной судьбы. Его наделяли властью, а он стремился к тишине и уединению. И превыше всего почитал богослужение и молитву. Он одновременно являлся и наместником монастыря, и схимником. Он смог помочь многим людям, наставив их на путь веры и любви, и по праву снискал известность яковлевского старца.
Пахомий родился в 1825 году, в селе Глазово Владимирской губернии, в семье крестьянина. В миру он носил имя Пантелеимон Панов.
В 1865 году, в возрасте сорока лет, он пришел в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а через три года сменил его на Спасо-Яковлевский. Здесь, в нашей ростовской обители, он и остался до конца своей жизни.
В 1870 году Пантелеимон принял монашеский постриг с именем Пахомий. Так и началась его «невидимая для людей, но ценная для вечного спасения жизнь, полная смирения».
В конце 1870 года монах Пахомий был рукоположен в иеродиаконы, а через год в иеромонахи. В 1874 году ему поручили исполнять должность монастырского казначея.
В 1892 году Пахомий принял схиму под именем Пантелеимон. Он получил имя великого целителя, и это глубоко символично, поскольку старец и сам долгие годы служил целителем и врачевателем многих человеческих душ и сердец. Его схима оставалась тайной.
У старца Пахомия было множество почитателей. И одним из них был купец Андрей Александрович Титов.
Андрей Александрович был не только богатым купцом и успешным предпринимателем. Он был видным деятелем управления города Ростова Великого, коллекционером рукописей, известным историком – автором нескольких сотен книг и статей. Среди его заслуг – восстановление из руин Ростовского кремля и основание Ростовского музея. Этот музей открылся в 1883 году 28 октября (или 10 ноября по новому стилю). Его открытие было приурочено ко дню памяти святителя Димитрия Ростовского.
Андрей Титов почитал Пахомия как своего духовного отца, и завещал похоронить себя в Спасо-Яковлевском монастыре, близ его могилы.
Андрей Александрович посвятил старцу Пахомию одну из своих книг. Это небольшая книжечка, всего в пару десятков листков, но сохранила и донесла до нас воспоминания о Яковлевском старце – простые, добрые и сердечные.
Вот что он писал:
«Старец Пахомий «постоянно читал псалтирь, с молитвами и поминовением на ней умерших. Службы Божии никогда не опускал, ежедневно совершая Божественную литургию и приобщаясь Святых Христовых Тайн…
По просьбам болящих служил о здравии молебны святителям Иакову и Димитрию, в молитвы и заступничество которых глубоко веровал, и молитва веры часто спасала болящих, и Господь подавал облегчение.
За монастырские ворота не выходил боле десяти лет, и его видели за воротами только при встречах крестного хода или при погребении умерших, могилы которых находились в монастыре.
В последнее время своей жизни старец Пахомий принимал в своей келии людей без различия сословия и состояния, и всем у него находилось доброе слово вразумления и утешения в горе и несчастьях. Кроме личных бесед, вел со знакомыми и обращающимися к нему за советом обширную переписку».
Сделаем тут небольшое отступление. Словам об обширной переписке есть реальное подтверждение. Некоторые из многочисленных писем, которые получал Пахомий, уцелели до наших дней и хранятся в архиве Ростовского музея. В этих письмах – искренность и любовь, надежда и вера, признательность и благодарность. В них нередко встречаются обращения к нему: «дорогой наш батюшка», «драгоценный», «добрейший», «родной».
Вернемся к воспоминаниям о старце Пахомии, оставленным Андреем Титовым:
«Пахомий «любил подавать милостыню нищим, на что и употреблял почти все свое небогатое содержание. Одежду носил самую простую и можно сказать убогую, не имея даже теплой рясы для хождения в храм Божий в зимнее время.
Постель имел хотя и не голые доски, но довольно жесткую, а пред постелью стоял аналой со св. иконами, около которых теплилась неугасимая лампада. Сколько ночных молитв и воздыханий сердечных слышали эти иконы! Сколько слез молитвенных пролито здесь как о себе, так и обо всех, кто пребывал в скорбях и нуждах!
В свободное от Богослужения время, пока силы не оставили его, [Пахомий] очень любил работать в монастырском саду и на кладбище. Оденет свой дырявый подрясник, опояшется веревкой так, что трудно было узнать в нем наместника первоклассного монастыря и архимандрита, и с заступом и топором в руках копается в монастырском саду.
Видали его и на кладбище монастырском, где с любовью обхаживал могилки знакомых и незнакомых покойников, выпалывая траву и приводя их в приличный вид, и в то же время творя молитву об упокоении со святыми преставившихся».
В завершении – несколько слов о кончине и погребении старца Пахомия.
Он скончался 19 октября 1904 года, на 80-м году жизни. Символичным было место, которое он сам избрал для своего упокоения. По его завещанию, он был похоронен с южной стороны Зачатиевского собора, напротив юго-западного окна.
Именно за этим окном, в юго-западном углу монастырского собора завещал себя похоронить митрополит Димитрий Ростовский. Там были обретены его святые чудотворные мощи, там же они покоились в драгоценной серебряной раке.
Близ этого места – самого святого места Яковлевского монастыря – и попросил похоронить себя старец Пахомий. И сделано было не из-за гордости или тщеславия, которых он вовсе был лишен, а от великой любви к святителю Димитрию, которой пылало его сердце.
*
Итак, чем же особенна судьба старца Пахомия, чем она дорога для нас?
Половину своей жизни он провел в миру, половину – посвятил монашескому служению.
Он обладал большим духовным авторитетом, почитался как старец. Вел обширную переписку, принимал посетителей, которых наставлял и утешал, учил терпению и смирению.
Он был способен приносить людям утешение. На людей воздействовал пример и образ его жизни, его глубочайшее смирение и умиротворение. К нему тянулись, ощущая в нем душевный покой.
Пахомий был известен как глубокий и искренний молитвенник. Об этом говорили люди, знавшие его. Этому есть и документальное подтверждение. Сохранился личный синодик старца Пахомия. В нем – более двух тысяч имен людей, за которых старец неустанно молился.
Пахомий имел сан архимандрита и долгие годы являлся монастырским наместником. Но, обладая большой властью, он не гордился ею, а скорее, тяготился. О нем говорили так: «не изменили смиреннаго Пахомия ни высокая должность наместника, ни сан архимандрита. Как вступил в монастырь он послушником, так и остался таким же послушником до самой могилы».
Действительно, вся его долгая монашеская жизнь – это урок смирения, послушания и молитвенного подвига.
Почти сорок лет подлинным домом старца Пахомия, в схиме Пантелеимона, являлся Спасо-Яковлевский монастырь. А сам старец, прожив простую, чистую и удивительно смиренную жизнь, навсегда остался увековечен в истории нашей обители.
Пресс-служба Ярославской епархии
Последние новости
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку