3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
Сейчас информации становится все больше и больше, что затрудняет ее понимание, особенно в случае технических вопросов. Кроме того, производственные процессы тоже становятся все более сложными. Качество выпускаемой продукции является очень важным критерием, и для этого необходимо уменьшить количество ошибок на всех этапах производства, начиная со стадии проектирования. Одним из решений этой проблемы является использование 3D-технологий, которые позволяют точно визуализировать реальные объекты и окружающую среду, детализировать проектируемые объекты и обеспечивать пользователей полным погружением в требуемую атмосферу.
Именно благодаря 3D-решениям можно повысить эффективность бизнеса и производства. Но как именно это происходит? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно совершить небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
Персистентное улучшение компьютерной техники и программного обеспечения сделало 3D технологии доступными и популярными. Сегодня, вместо традиционных макетов, 3D модели широко используются в проектировании для проработки мельчайших деталей или крупных фрагментов, а также в качестве инструмента в маркетинге, интерактивном обучении и презентациях.
Для создания трехмерных моделей, используются специализированные программы. 3D моделирование может иметь несколько вариантов:
- Фотореалистичные изображения, которые могут быть показаны на обычном мониторе, а также распечатаны с помощью 3D принтера.
- Стереоизображения для просмотра на обычном мониторе через специализированные поляризационные очки или на стереоскопическом 3D мониторе.
- Создание компьютерных голограмм.
Для создания максимально реалистичного изображения, трехмерной модели объекта присваивают текстуры (визуальные свойства материала), производят illumination (освещение) и создают анимацию.
Новые направления использования трехмерных изображений в бизнесе постоянно расширяются. В настоящее время 3D-технологии активно применяются в различных областях, таких как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес.
В мировой индустрии 3D-технологий наибольшее количество продуктов предоставляют EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок начал активно развиваться около 10-15 лет назад, и уже появились десятки крупных компаний специализирующихся на 3D-тренажерах и симуляторах.
В сфере создания систем виртуальной реальности технологии активно используют компании "3D Лига", VE Group и Nettle. Однако, чтобы развивать эту индустрию в России, необходимы специалисты по направлению 3D-контента.
3D-технологии широко используются в бизнесе в разных областях. Данные от EON Reality подтверждают, что использование интерактивных 3D-технологий в обучении может повысить на 80% запоминаемость учебного материала. Симуляторы и тренажеры пилотов, водителей транспорта и спецтехники предоставляют возможность моделирования реальных ситуаций и высвобождают огромное количество реально существующего дорогостоящего оборудования. Американская компания Acacia Research Group оценивает, что мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может достигнуть до $20 млрд в оборонном секторе.
3D-визуализация помогает при создании и эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов, позволяя увидеть проект со всех сторон, более четко визуализировать конструктивные элементы и найти новые варианты зонирования пространства. Это в свою очередь, способно значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование.
Также, 3D-технологии используются в создании рекламных роликов. Они предоставляют высокий уровень зрелищности, не требуют сложной организации съемок, привлечения актеров и технических средств. Кроме того, художественные и анимационные фильмы в формате 3D нашли свои почитателей в репертуарах крупных кинотеатров и на домашних 3D-телевизорах.
Интернет-торговля также находится на подъеме, что требует более подробной визуализации товаров, чем обычные двухмерные фотографии. По исследованиям Autodesk, около 60% пользователей выражают большую заинтересованность в продукции с трехмерной инструкцией по эксплуатации, и около 80% – в трехмерных изображениях самой продукции.
Традиционные магазины одежды используют 3D-технологии для виртуальных примерочных. Такой подход значительно сокращает время на подбор товара.
3D-технологии сегодня применяются крупнейшими мировыми компаниями, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Инновационные решения для большого бизнеса
Среди доступных и выгодных решений для создания 3D-изображений можно выделить одноэкранные 3D-системы. Они представляют собой простые, недорогие устройства, которые не требуют особых помещений. Большим преимуществом таких систем является их мобильность, что позволяет использовать их в различных отраслях экономики.
Еще один вид 3D-технологий - мультидисплейные системы, или видеостены. Они представляют собой ряд соединенных дисплеев, что позволяет регулировать размер отображаемой поверхности. Такие системы могут быть использованы в сферах, где требуется крупномасштабная и динамичная проекция изображений, таких как event-индустрия, компьютерные игры, выставки и презентации.
Технология 3D-погружения также становится популярной среди бизнесменов и предлагает персональные системы и купола для создания максимального объема. Такие системы наиболее применимы в научных, учебных и развлекательных областях, обеспечивая абсолютную имитацию присутствия.
Наконец, системы дополненной реальности находят все большее применение в автоматизации предприятий и складов. Они дополняют реальные объекты и процессы виртуальными элементами, такими как интерактивные панели или примерочные. Такие системы используются при бесконтактном взаимодействии пользователя с техникой.
Если на старте 3D-технологий ими пользовались только крупные военные заказчики из-за высокой стоимости, то в настоящее время они активно используются в корпоративном сегменте.