Что такое эквайринг и как он работает?
Развитие технического прогресса и появление товарно-денежных отношений являются одними из предпосылок для создания одного из самых полезных изобретений за последние сто лет - банковских карт. Их основная функция заключалась в обналичивании средств, хранящихся в банке, но со временем было расширено их функциональное назначение. В результате появился эквайринг, которые сделал банковскую карту инструментом естественного повседневного использования для миллионов людей.
Эквайринг - система приема платежных карт для оплаты товаров и услуг, дает возможность расплатиться картой, не используя наличные. С появлением этой функции кассиры использовали специальное механическое устройство, называемое импринтер, чтобы извлечь слип — это бумажный «слепок» карты с ее реквизитами. Но такое устройство было неудобным и небезопасным, так как не проверяло наличие у покупателя нужной суммы на счете. Позже были разработаны терминалы - специальные электронные устройства, которые обеспечивают связь с банком во время проведения операции. Именно с помощью терминала мы можем совершать покупки.
Сегодня эквайринг используют миллионы организаций, предприятий и магазинов. Они предоставляют клиентам удобный способ расчета, а также ускоряют проведение торговых операций и экономят на инкассации наличности. Кроме того, принимая карты, компании увеличивают объем своих продаж в среднем на 20-30% и приобретают новых платежеспособных клиентов. Обладатели банковских карт более склонны к спонтанным покупкам и легче расстаются с деньгами. Также компании получают различные банковские услуги, участвуют в дисконтных программах и т.д.
Интересно, что банк-эквайрер является кредитной организацией, в которой открыт расчетный счет продавца, и предоставляет оборудование для эквайринга. Он также осуществляет расчеты с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и/или выдает наличные денежные средства держателям платежных карт, которые не являются клиентами банка-эквайрера. Также банк-эквайрер имеет право одновременно проводить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт на основе внутрибанковских правил в соответствии с действующим законодательством.
Эквайринг – это услуга банков, которая обеспечивает технологическое, информационное и расчетное обслуживание компаний, связанных с платежными операциями с помощью банковских карт на оборудовании, предоставляющемся банком. Для использования этой услуги организации необходимо заключить договор эквайринга с банком-эквайрером, который привезет в торговую точку или ресторан специализированное оборудование, пин-пады или платежные терминалы.
Существует несколько типов эквайринга: торговый, интернет-эквайринг и ATM-эквайринг. Однако, наиболее популярным остается торговый эквайринг, включающий в себя взаимодействие торговой организации и банка с владельцами карт.
Организация, которая предоставляет свои услуги с помощью эквайринга, обязана обеспечить размещение устройств для приема карт на своей территории, принимать пластиковые карты и выплачивать банку оговоренную в договоре комиссию за обслуживание. Банк, в свою очередь, обязуется устанавливать оборудование для эквайринга, проводить обучение работников организации по обслуживанию держателей карт, проверять суммы на картах, обеспечивать расходные материалы и возмещать сумму, отплаченную с помощью карты организации в течение установленной сроков договора. Банк также готов предоставить профессиональную консультацию при необходимости.
Эквайрер, в соответствии с Глоссарием терминов, используемых в платежных и расчетных системах, утвержденным в Базеле (Швейцария) в марте 2003 года, – это банк, который предоставляет депозитные счета для торговцев и получает от них данные, относящиеся к операции. Эквайрер несет ответственность за сбор информации по операции и расчет с торговцами.
Для чего и кому нужен эквайринг
Как мы уже упоминали в предыдущей статье, эквайринг имеет ряд преимуществ. Давайте более подробно разберемся в чем они заключаются.
В первую очередь, компания, принимающая банковские карты в качестве оплаты товаров и услуг, выглядит более престижно и надежно в глазах клиентов. Безналичный расчет также обеспечивает клиентам дополнительное удобство, что положительно влияет на имидж компании. Клиенты могут легко оплатить покупки различными картами в любой валюте. Эквайринг также увеличивает число потенциальных покупателей, так как многие люди отказываются от покупок, когда им необходимо платить наличными. При возможности безналичного расчета покупатели и пользователи услуг чаще тратят больше денег на свои потребности.
Существует статистика, которая указывает на то, что средний чек по платежным картам выше, чем средний наличный чек на 30%. Люди оценили простоту и скорость оплаты банковскими картами и все чаще используют их, даже при малых покупках.
Сегодня банковские карты имеют практически каждый человек, включая пожилых людей. Согласно информации Банка России и Росстата, на 1 января 2019 года, на каждого россиянина приходится по одной-две банковские карты. В 2018 году объем покупок с использованием платежных карт составил примерно 21 трлн рублей.
Кроме того, использование эквайринга позволяет организациям экономить деньги, что достигается за счет отказа от инкассации наличности и полного исключения риска принятия фальшивых купюр. Банки, в свою очередь, предоставляют партнерам различные льготы, такие как дисконтные программы, скидки на банковские услуги и предоставление бесплатных курсов по обучению сотрудников организации.
Эквайринг выгоден не только компаниям и покупателям, но и банкам, которые получают новые возможности для расширения своей деятельности и увеличения числа постоянных клиентов.
Рынок эквайринга продолжает свое развитие в России и находится на первом месте среди наиболее важных направлений бизнеса. В России количество выпущенных банковских карт уже превысило население, что говорит о растущем интересе к безналичным операциям. Такой тренд характерен для развитых стран мира, где доля безналичных платежей выше, чем в России.
Одной из причин развития эквайринга является увеличение уровня финансовой культуры населения в России в последние десятилетия. Карточки становятся все более популярным и удобным средством расчетов, а также доступом к кредитным ресурсам.
К сожалению, эксперты считают, что развитие эквайринга в России не происходит так быстро, как хотелось бы. Раньше, более 20 лет назад, доля оплаты наличными преобладала над оплатой картой в торговых сетях. Однако сегодня доля безналичных платежей на розничном рынке составляет более половины всех платежей. Это свидетельствует о заметном прогрессе в развитии этого направления бизнеса.
Такой прогресс стал возможен благодаря введению новых технологий и популяризации достоинств безналичных платежей. Тем не менее, современным компаниям необходимо продолжать работать над развитием возможностей оплаты товаров и услуг безналичными средствами расчета в России, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом рынке.
Фото: freepik.com