Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
В связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 года в России начали активно реставрировать старые отели и строить новые. Многие из них сразу же заявили о себе международными брендами. Для тех, кто нацелен на открытие своего отеля, необходимо тщательно просчитывать все этапы. Открытие гостиницы даже минимального уровня требует значительных временных и финансовых затрат, которые будут окупаться значительно быстрее, если правильно спланировать процесс.
Чтобы лучше ориентироваться в процессе открытия гостиницы, рассмотрим некоторые его этапы:
Этап 1 - выбор организационно-правовой формы деятельности. Если вы открываете крупную гостиницу, включая франчайзинговые, то создание ООО является обязательным требованием. Если же отель небольшой, то можно оформить статус ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, необходимо зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиниц с рестораном соответствующий код по общероссийскому классификатору - 55.11, для гостиниц без ресторанов - 55.12.
Этап 2 - выбор системы налогообложения. Открывая гостиничное предприятие, вы можете воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН), чтобы значительно снизить налоговую нагрузку, которая сохраняется, если размер ежегодного дохода гостиницы не достигнет 150 миллионов рублей. В ином случае применяется общая система налогообложения. Для малых гостиниц ИП могут сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3 - выбор и обустройство помещения. Выкуп и перепланировка помещений является наиболее приемлемым вариантом для небольших отелей. Для будущей гостиницы удобнее всего использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые и прачечные. Хорошим вариантом для отдельно стоящей гостиницы может быть выкуп особняка или коттеджа. Стоит помнить, что при выкупе жилых помещений потребуется их перевод в нежилой фонд, а при строительстве, ремонте и оснащении помещений необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Этап 4 - подбор персонала. Для небольших отелей достаточно небольшого кадрового состава: помимо управляющего в такой гостинице должен быть администратор, владеющий английским языком, горничная и технический персонал, которые могут заменить подрядную организацию, занимающуюся ремонтными и клининговыми работами. Для гостиниц большего размера потребуется организация охраны, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего.
Этап 5 - организация маркетинговой кампании. На начальном этапе хорошей мерой является размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах эффективной мерой является заключение договоров с турфирмами.
Каждый из вышеперечисленных шагов невозможен без предварительного анализа и прогнозирования эффективности. Он должен быть прописан в бизнес-плане нового предприятия. Правильная организация всех этапов позволит открыть выгодные гостиничные дела и окупить вложения в короткий срок.
Открытие гостиницы - занятие ответственное, поэтому, прежде чем начать, необходимо составить бизнес-план, который включает в себя концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает такие параметры, как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд вместимость и площадь;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки;
- сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги;
- и другие показатели.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, необходимо провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда;
- характеристика спроса;
- цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также нужно изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса, их географию, набор услуг и цены на них. Для сбора аналитики по конкурентной среде следует обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако, без использования опыта (собственного или чужого) невозможно адекватно рассчитать издержки и доходы по сдаче номеров, услугам пищеблока, прачечной, бизнес-центра, транспортным услугам и прочим составляющим работы предприятия. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются:
- вместимость номерного фонда;
- сезонность спроса;
- график работы гостиницы;
- спрос на дополнительные услуги;
- план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов оказались положительными, можно приступать к реализации проекта. Тем не менее, для этого необходима предварительная подготовка, а именно - сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Материалы для открытия гостиницы
Для открытия гостиничного бизнеса необходимо получить ряд разрешительных документов и провести оформление сертификата соответствия.
Одним из основных блоков необходимой документации на помещение и земельный участок являются правоустанавливающие документы. Также необходимы свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС, а также разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения.
Получение разрешения на строительство потребует заявления в органы местного самоуправления с предоставлением кадастровых и ситуационных планов земельного участка, свидетельства о государственной регистрации участка, справки об отсутствии арестов на участок, листа согласований с коммунальными службами, планировочной схемы участка, проекта здания и договора подряда со строительной организацией. Для разрешения на перепланировку необходимо предоставить заявление в органы местного самоуправления с техпаспортом помещения, после чего требуется разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Для добровольной сертификации гостиничного бизнеса в России необходим сертификат соответствия с присвоением гостинице категории «звездности». Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения...». С сертификатом соответствия можно ознакомиться в одной из местных сертифицирующих организаций. Начиная с 2019 года, гостиницам с номерным фондом более 50 номеров необходимо получать обязательную классификацию, а начиная с 2020 и 2021 года – гостиницам с номерными фондами более 15 и менее 15 номеров соответственно.
Также необходимы лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выдаются контролирующими органами по результатам проверок. Также необходимы документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции, разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
Важным блоком является пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Услуги могут включать коммунальные услуги, вывоз мусора, охрану помещения, инкассацию, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание. Наконец, необходимы документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Советуем обращаться за консультацией по вопросам подготовки документов в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единого окна», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Ответственное отношение к этому вопросу не менее важно, чем к расчету финансовых показателей нового бизнеса.
После получения всех необходимых документов и выбора помещения, можно приступить к созданию интерьера будущей гостиницы, включая вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Предусмотрительный подход гарантирует положительные отзывы постояльцев и стабильный рост бизнеса.
Фото: freepik.com