Пищевая упаковка: виды, технологии производства и тенденции развития отрасли

Пищевая упаковка: виды, технологии производства и тенденции развития отрасли

Существуют несколько ключевых факторов, которые способствуют успешной продаже пищевой продукции. Это высокое качество товара, доступная стоимость и кроме того, надежная, безопасная и эстетически привлекательная упаковка. Для обеспечения эффективной транспортировки, удобного хранения и идентификации продукта на крупных рынках используются разные материалы, которые могут варьироваться от классического картона и стекла до более современных инновационных решений, включая полипропилен с барьерным слоем.

Упаковка продуктов питания играет важную роль в сохранении их качества и безопасности. В соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), материалы, используемые для упаковки, должны соответствовать требованиям, установленным отраслевым техническим регламентом — ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».

Какие же требования включает ТР ТС 005/2011? Во-первых, материалы, используемые для изготовления упаковки, должны отвечать санитарно-гигиеническим показателям. Концентрация химических веществ в материалах не должна превышать допустимые значения. Во-вторых, упаковка должна быть механически прочной, чтобы выдерживать сжимающее усилие, удары и другие воздействия. Требуется также защита от возможной коррозии и влаги. Наконец, для упаковки продуктов питания важно иметь герметичные швы, которые препятствуют прониканию воздуха и влаги.

Кроме удовлетворения данных требований, упаковка должна соответствовать правилам маркировки и требованиям, связанным с ее обращением на рынке, в том числе нормам хранения, транспортировки и утилизации. Упаковка должна быть и практичной, обеспечивая удобное извлечение продукта и компактное размещение в холодильнике. Также упаковка должна быть эстетичной, привлекательной для потребителей.

Наиболее популярными материалами для упаковки продуктов питания являются стекло, пластик, металл, бумага и картон. Стеклянная тара надежно защищает продукты от кислорода и микроорганизмов, однако обладает недостаточной механической прочностью и высокой стоимостью. Пластик, кроме насущной цели сохранения продуктов, прост в переработке и транспортировке, однако из некоторых видов пластика могут выделяться вредные вещества. Упаковка из металла обладает высокой надежностью, но может содержать вредные для здоровья вещества. Бумажная тара экологически чиста, но не всегда надежна в защите продуктов. А комбинированные материалы, включающие несколько компонентов (картон, полимер, фольга), позволяют защитить продукты на много лет.

От правильного выбора материала для упаковки зависит не только сохранность продукта, но и его безопасность для потребителя.

Упаковка продуктов в вакууме

В настоящее время создание вакуумной упаковки продуктов – один из самых востребованных способов защиты пищевых продуктов от внешних факторов вредных для них. Для этого используется специальное оборудование, а также материалы, такие как бумага, полиэтилен, фольга, алюминий и другие. В процессе упаковки вакуумный насос откачивает воздух из пакета или тары, в которую помещается продукт. В результате создается внутренняя вакуумная среда, которая позволяет продукту сохранить свежесть и продлить срок его годности до 15-21 дня.

Не все пищевые продукты одинаково хорошо переносят вакуумную упаковку: есть риск потери некоторых полезных свойств и вкусовых качеств, а также вероятность развития анаэробных микроорганизмов внутри упаковки. В то же время, создание вакуума является простым и действенным методом, который широко применяется в пищевой промышленности для сохранения качества и свежести продукции в течение долгого времени.

Технология запаковки в газомодифицированной среде разработана для того, чтобы решить проблемы, связанные с использованием вакуумных пакетов. Ее суть заключается в том, что упаковка заполняется специальной смесью газов, которая подбирается в зависимости от типа продукта, после чего воздух удаляется и упаковка герметизируется. Такой метод позволяет замедлить процессы разложения продукта и сохранить его естественные свойства.

При разработке различных видов упаковки и выборе конструкции упаковочного материала учитываются как научные и технологические достижения, так и текущая ситуация на рынке.

Современная индустрия упаковки продолжает развиваться, применяя новые технологии и инновации. Некоторые общемировые тенденции в сфере упаковочных материалов неизменно привлекают внимание специалистов в этой отрасли.

Пластиковые упаковочные материалы, в частности, пользовались значительным спросом в последние годы. Полимерная упаковка, например из полипропилена, заняла лидирующие позиции и стала самым популярным материалом для упаковки товаров в России с 2008 года. Кроме того, производство стеклотары, гофротары и упаковочной полимерной пленки, а также тары комбинированного типа и упаковки с программируемыми свойствами продолжают расти.

Современная индустрия упаковки также начала обратить внимание на проблему экологии. Производство упаковки из биополимеров становится все более распространенным. В то же время, создание надежных и простых пакетов с надписями, нанесенными крупным шрифтом, стало обусловлено ростом количества покупателей пожилого возраста.

Технологические решения в области информационных технологий также продолжают диктовать свои условия в сфере упаковки. QR-коды и другие технические средства предоставляют возможность получить нужную информацию о товаре без лишних усилий.

Отдельно стоит отметить тенденцию увеличения спроса на продукцию отечественных производителей. Это обусловлено политикой импортозамещения и повышением потребности в местных ресурсах. Активное развитие производства в области вторичной переработки упаковки также продолжает быть в приоритете. В будущем, тенденции роста надежности, защитных свойств и материалоемкости упаковочных материалов сохранят свою актуальность.

Варианты пищевой упаковки

Не все упаковки одинаковы: они классифицируются по различным критериям. Например, их назначение может различаться: упаковку для пищевой продукции можно разделить на тару для оборудования, цеховую и потребительскую. По конструктивному принципу существуют бутылки, контейнеры, кадушки, коробки и другие варианты. Tара бывает складной, неразборной и разборной в зависимости от степени компактности. А по используемым материалам их можно разделить на жесткие, полужесткие и мягкие, в зависимости от механической прочности и устойчивости.

Жесткая упаковка остается в пределах исходной формы и размеров, когда в нее помещают продукцию. Она способна выдерживать нагрузки в процессе транспортировки и хранения. Полужесткая версия сохраняет свою форму только при небольших нагрузках, а мягкая может изменять форму и размеры при заполнении продуктом.

Упаковка может быть произведена разными способами, такими как выдувание, литье, прессование, термоформование и сварка. Полимеры считаются универсальным материалом, который может использоваться при производстве такой упаковки по всем технологиям. Именно поэтому полимеры являются одним из самых востребованных материалов на рынке упаковки продуктов.

Материалы, образующие мягкую упаковку, могут быть изготовлены из полимерных, бумажных и тканевых материалов. Полимерные материалы представляют собой пакеты или мешки, бумажные материалы – пакеты или оберточную бумагу, а тканевые материалы – шпагат или ленты. Такие материалы считаются подходящими для транспортировки механически устойчивых товаров, поскольку они не обеспечивают должной защиты от повреждений. Однако, мягкие упаковочные материалы имеют свои преимущества, а именно - низкие затраты на доставку и приобретение, а также возможность герметизации, которая позволяет предотвратить окисление продуктов.

Надежный контейнер

Различные изделия из металла (контейнеры, банки, тубы), дерева (ящики, лотки, корзины, бочки), стекла (банки, бутылки) и полимера (ящики, бочки) относятся к категории жесткой упаковки. Этот вид упаковки для продуктов питания защищает содержимое от механических повреждений и в некоторых случаях - от кислорода, микрофлоры и ультрафиолетового излучения. Однако, следует учитывать, что жесткий контейнер имеет высокий вес (25-30% брутто) и существенную стоимость.

Виртуальная упаковка

Многоцелевая оболочка, которая подходит для упаковки жидких, пастообразных, твердых и сыпучих материалов и газированных напитков. Материал для изготовления может быть разным - термопласты и другие, а сама упаковка может быть в виде преформ, из которых происходит выдувание бутылок при разогревании заготовок до 100°C.

Статья о газонаполненных материалах и упаковке на их основе

Чтобы защитить свой товар от различных повреждений в процессе транспортировки и хранения, многие производители используют упаковку из газонаполненных материалов. Эта тара, как правило, представляет собой лотки, банки или контейнеры, изготовленные из полимеров, способных выдерживать высокие нагрузки и температурные перепады.

Преимущества такой упаковки заключаются в ее легком весе и экономичности, а также в защите товаров от механических повреждений, влаги и воздействия микроорганизмов. Благодаря использованию газонаполненных материалов, эта упаковка обладает высокой прочностью и устойчивостью к различным внешним факторам.

Таким образом, упаковка из газонаполненных материалов является отличным выбором для производителей, которые хотят обеспечить безопасную транспортировку и хранение своего товара.

Комбинированная упаковка – это вид упаковок, который получается путём совместного использования полимеров, бумаги или других материалов, включая фольгу и картона. Подобный тип тары обладает свойством сохранять продукцию в течение длительного времени, предотвращая утрату её потребительских свойств. Этот тип упаковки может использоваться для многих видов пищевых продуктов.

Некоторые виды упаковок, которые можно отнести к комбинированной упаковке включают флоу- и скин-упаковка, термоусадочные и растягивающиеся пленки. Флоу-упаковка достигается путём нанесения расплавленного полимера на упаковываемые товары. С другой стороны, скин-упаковка формируется при помощи термоусадочных пленок, которые наносятся на изделие с подложкой или без нее. Затем материал нагревается, сжимается и начинает плотно облегать товар. Такая тара наиболее распространена в использовании для упаковывания мяса, рыбы, овощей и фруктов. Однако её недостатком является несовместимость с некоторыми продуктами питания. Несмотря на это, её достоинствами являются экономичность и удобство транспортировки. Растягивающиеся пленки имеют более широкий спектр применения, так как они совместимы со многими видами товаров и не требуют нагрева. Однако стрейч-пленка не может предоставить такую плотность прилегания к изделию, как у скин-упаковки.

Упаковка типа «вителло» представляет собой пластиковый стакан, полученный изготовлением методом термоформования и вставленный в цилиндр из картона. Такой тип тары может оформляться при помощи цветной печати. Эта упаковка используется для хранения молочных продуктов, соусов и приправ.

Блистерная упаковка состоит из жесткой подложки и пластикового футляра, который имеет форму полушария или повторяет форму изделия. Такой футляр производится методами термоформования и прикрепляется к основе при помощи сварки, клея или скоб. В подобной таре могут храниться рыбные консервы, паштеты и другая продукция.

Для производителей пищевой продукции, открытие новых свойств известных материалов, инноваций в области методов упаковки и конструкции тары обеспечивает существующее многообразие типов и разновидностей пищевых упаковок, что в свою очередь позволяет им сделать широкий выбор в выборе материала и типов упаковки.

Современные технологии упаковки продуктов

Сегодня прогресс в методах упаковки стал прекрасным решением для многих производителей и поставщиков пищевых продуктов. Благодаря новым технологиям удаётся значительно продлить срок хранения продукции, сохраняя при этом её потребительские свойства, сделать внешний вид товара более привлекательным, а также обеспечить удобство транспортировки.

Наиболее популярные в настоящее время - асептическая упаковка, вакуумная упаковка, а также упаковка в газомодифицированной среде. Асептическая технология идеально подходит для упаковки жидких продуктов, таких как сок, молочная и соевая продукция. Мясная и рыбная продукция отлично сохраняются при вакуумной упаковке, а для овощей и фруктов часто используют упаковку с использованием газомодифицированной среды.

Асептическая упаковка - это композитная конструкция, состоящая из трех слоев: бумаги, алюминия и полиэтилена. Правильное сочетание этих материалов обеспечивает надежную защиту изделия от окисления. Однако, также важно учитывать процесс обработки продукта и упаковки.

Продукт и тара обрабатываются различными методами стерилизации, причем каждый материал обрабатывается отдельно. После этого продукт помещается в асептическую упаковку, которая затем запечатывается в условиях полной стерильности. Благодаря такой технологии упаковывания продукции, дополнительные консерванты не требуются, и продукты сохраняют свою свежесть на протяжении длительного времени.

Использование асептической упаковки является эффективным способом продления сроков годности товаров и придания им защиты от окисления без применения консервантов, что очень важно для поддержания здоровой и безопасной диеты.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *