Какой банкомат лучше купить?

Какой банкомат лучше купить?

В России продолжает расти спрос на банкоматы, поскольку многие граждане предпочитают использовать наличность. Но с появлением на рынке различных фирм-производителей, в Интернете все чаще можно встретить обсуждения недостатков и преимуществ тех или иных банкоматов. Как найти идеальный банкомат, который будет соответствовать всем вашим потребностям и на что стоит обратить внимание при выборе?

Согласно отчету международной консалтинговой компании RBR, специализирующейся на исследованиях и автоматизации банковской деятельности, три четверти всех новых банкоматов в Европе установлены в России. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, продажи банкоматов также будут расти. Увеличивается не только количество банкоматов, но и их значимость, поскольку банки могут включать их в свой уставный капитал, увеличивая тем самым свою капитализацию.

Различные издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков по количеству банкоматов в сети, как по абсолютному значению, так и по количеству терминалов на число клиентов и банкоматов с функцией cash-in (приема денег). Эти рейтинги помогают клиентам выбрать банкомат, который будет самым удобным и выгодным для них.

Журналисты Forbes провели исследование в 2010 году и постарались установить количество банкоматов, доступных каждому клиенту банка, имеющего карточный счет, вместо простого определения абсолютного количества терминалов в банкоматной сети. Сложно поверить, но Сбербанк России, который является абсолютным лидером по темпам наращивания и по совокупному владению сетью банкоматов, опустился в рейтинге с 1-го места на 13-е место! Тем не менее, это не означает, что банк не собирался развивать свою сеть терминалов; наоборот, он планировал достичь 45 000 банкоматов в ближайшее время, что и случилось на сегодняшний день. Прогнозы для других лидеров, таких как ВТБ24, Росбанк и некоторых других, которые растут на активных частных клиентах, были схожи, и они в значительной степени сбылись, но рейтинг других банков существенно изменился, включая отзыв лицензий у некоторых из них, например, Мастер-банк.

RBC опубликовал рейтинг банков на первое полугодие 2013 года по количеству собственных банкоматов в России, подтверждая тенденцию кредитных учреждений увеличивать свою инфраструктуру за счет банкоматов и стремиться к сбалансированной нагрузке на терминал, которая не превышает 1000 клиентов.

Банкоматы "cash-in", позволяющие погашать кредитную задолженность, также включены в рейтинг, и здесь лидерами являются Сбербанк России и ВТБ24, а третье, четвертое и пятое места занимают соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития, следующий за ранее печально известным Банком Москвы.

Агентство «РБК. Рейтинг» разработало столичный рейтинг банков на основе владения банками банкоматами в Москве, включая новые банки, такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.

Некоторые банки объединяют свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов и снизить расходы на увеличение сети самообслуживания. Например, еще в летом 2012 года МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов в 230 регионах России.

По данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а рынок вырос на 16% с 2011 по 2012 годы. Сегодня это число превышает 110-120 тысяч терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).

Статья о том, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели, является актуальной для любой кредитной организации. Эксперты считают, что на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат может привести к частым сбоям оборудования, а также увеличению времени простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.

Если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме может привести к учащению задержек по платежам при погашении кредита, а также созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Однако, причина может быть банальна, например, днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а вечером ему неудобно оплачивать счета, так как банкоматы с функцией cash-in находятся далеко от него.

Также следует учитывать, что при развертывании полноценной сети по территории страны потребуется 4-5 лет. В то же время, развертывание киосков самообслуживания может сократить этот период в 2 раза. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы. Каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги и где платить за кредиты.

Исследования показали, что дорогие многофункциональные банкоматы окупаются быстрее дешевых. Это связано с тем, что у кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета и увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.

Важным моментом при размещении банкоматов является выбор правильного места. Банкоматы необходимо располагать не только в людных местах, но и обеспечивать круглосуточный доступ к ним. Это имеет принципиальное значение для клиентов, которые не могут воспользоваться банкоматами в местах работы или жительства.

Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка

Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.

Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.

Компания NCR является одним из лидеров на рынке производства банковского оборудования. За последние два десятилетия она поставила больше оборудования, чем ее конкуренты. Компания начала свою деятельность в 1884 году в США, а в России открыла свое представительство в 1993 году. За это время на сервисное обслуживание было поставлено 30 000 терминалов.

Клиентами NCR на территории постсоветского пространства стали 80 крупнейших банков, в том числе все, входящие в топ-10 рейтинга РБК. Сегодня компания производит две основные серии банкоматов - Personas (5-го поколения) и SelfServ (6-го поколения).

Компания Wincor Nixdorf была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена компанией Siemens AG, а в 1999 году была реорганизована в подразделение Siemens Nixdorf Retail. Затем компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс», и в дальнейшем стала самостоятельной компанией с филиальной сетью в более чем 110 странах мира. В 2004 году Wincor Nixdorf провела IPO на Франкфуртской бирже, тем самым став открытым акционерным обществом.

Компания вышла на российский рынок в конце 1990-х годов и быстро стала лидером в продаже банкоматов, которые представлены 4-мя линейками в зависимости от их функциональности: CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult. Сегодня Wincor Nixdorf является 2-й компанией в Европе и мире по продаже банкоматов. Банкоматы Wincor Nixdorf довольно популярны среди российских банков.

Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.

В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.

Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.

Южнокорейская компания Hyosung, существующая более пятидесяти лет, занимает одно из первых мест в мире в производстве и поставках банковского оборудования. В настоящее время она является лидером на рынке Южной Кореи и занимает четвертое место по всему миру. Такое положение компания Hyosung достигла благодаря исключительному качеству своего продукта и выделению из ее структуры самостоятельной компании Nautilus Hyosung в 1979 году. Сегодня компания ежегодно выпускает более 48 тысяч банкоматов, которые заслужили высокую оценку за инновационный дизайн, высокую функциональность и широкие возможности для модернизации.

Эксперты в области банковского оборудования прогнозируют, что банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях.

Во-первых, безопасность будет усиливаться. Чтобы предотвратить чтение ПИН-кода через нагретые от прикосновений кнопки или предумышленное повреждение пазов для выдачи денег и приема карт, производители оборудуют банкоматы материалами, не прогревающимися и теплопоглощающими. Будет добавляться дополнительная защита от силового воздействия на конструкцию.

Во-вторых, происходит переход от использования карточек к бесконтактным платежам. Банкоматы будут работать с функцией NFC-сканера и другими специальными устройствами, использующими идентификацию по сетчатке глаза и отпечатку пальцев.

В-третьих, банкоматы будут обеспечивать мультифункциональность. Они будут оснащаться технологией замкнутого цикла (cash-recycling), которая обеспечит возможность выполнения всех банковских функций, включая прием депозитов и обмен валюты, и полный оборот денежных средств в рамках одного устройства.

В-четвертых, использование облачных технологий становится все более распространенным. В будущем банкоматы будут иметь возможность работать без встроенного компьютера, заменив его виртуальной машиной, привязанной к единому мощному вычислительному центру.

Наконец, для повышения удобства использования банкоматов, будут совершенствоваться их интерфейсы. В памяти по личной банковской карте можно будет иметь персонально настроенный интерфейс, удобный для каждого клиента в отдельности.

Итак, банкомат будущего будет «узнавать» клиента, обладать мультифункциональностью, отказоустойчивым программным и аппаратным обеспечением, а также высочайшим уровнем безопасности и скоростью работы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *