Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности

Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности

Многим знаком термин «мерчендайзер», но согласно правилам русского языка, он должен писаться как «мерчандайзер». В принципе, это специалист, который занимается организацией продаж в сфере маркетинга. Он отвечает за продвижение товара или продукции отдельного бренда. В данной статье мы расскажем о профессии мерчандайзера в магазине и о том, кому может подойти эта работа.

Мерчандайзер - кто это и чем занимается

Мерчандайзерство как профессия появилось довольно давно, но ее корни ведут к самому зарождению торговли. Тем не менее, далеко не все знают, кто такой мерчандайзер и каковы его обязанности.

Основная задача мерчандайзера заключается в стимулировании продаж. Однако сам мерчандайзер не взаимодействует напрямую с клиентами. Его основная задача - организовать эффективное взаимодействие покупателя с продукцией.

Для успешного выполнения своей работы мерчандайзеру необходимо находить баланс между пятью ключевыми элементами:

  • товар;
  • место;
  • время;
  • объем;
  • стоимость.

Иными словами, работник этой специальности должен понимать, с какой продукцией ему предстоит работать, учитывать специфику места, где он работает, ориентироваться на сроки выполнения задачи, а также иметь представление о том, каков объем товара и какая его цена. Если учесть все эти факторы, объем продаж можно увеличить на 200-300%. Не стоит забывать, что правильный выбор мерчандайзера - это залог успешной работы магазина.

Многим может показаться, что все обязанности мерчандайзера сводятся к выкладке товаров, но это далеко не так. Выкладка товаров - это всего лишь видимая часть работы, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо понимать, как ее местоположение влияет на выбор потребителей. Таким образом, должности мерчандайзера включают в себя:

  • Изучение покупательского интереса. Мерчандайзер должен узнать, кто составляет целевую аудиторию, как ее состав изменяется в зависимости от времени года и что она предпочитает. Необходимо также проанализировать сотрудничество и другие факторы, влияющие на потребность в товарах.
  • Формирование ассортимента продуктов и его поддержание. Анализ потребительского поведения позволяет составлять список покупок для наполнения полок.
  • Конкурентный анализ. Работник этой профессии должен обратить внимание на то, что покупатели внимательно следят за заменой товаров, и сообщить об этом работодателю. В свою очередь, работодатель проведет анализ причин смены товаров и примет меры для привлечения потребителей.
  • Отчетность. Мерчандайзер является частью маркетинговой цепи. Он должен продемонстрировать результаты своей работы и ее вклад в общее дело.

Обычно контроль за работой мерчандайзера возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если вы начинаете работу мерчандайзером, то через некоторое время у вас будет возможность вырасти в руководителя. Для этого вам нужно не только выполнять выкладку товаров, но также уделить больше внимания аналитике и отчетности.

Рабочие варианты для торговых мерчандайзеров

Для того, чтобы понять, как торговый мерчандайзер достигает своей основной цели, необходимо рассмотреть возможные варианты его работы.

Работа торгового мерчандайзера необходима преимущественно в гипермаркетах и супермаркетах. В некоторых случаях его могут закрепить за определенной торговой точкой, и тогда этот специалист будет считаться стационарным мерчандайзером. Если же он перемещается от одного магазина к другому в течение рабочего дня, то он считается мобильным мерчандайзером. Но такой человек не обязательно может работать без ограничений - в большинстве случаев описание вакансии мобильного мерчандайзера содержит указание на торговую сеть и географию его присутствия.

В зависимости от подхода к основным функциям могут быть выделены следующие типы мерчандайзеров:

  1. Технический мобильный или стационарный мерчандайзер. Его работа заключается в размещении продуктов на полках. Он может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
  2. Визуальный мерчандайзер. Он создает атмосферу, знает, что вид товара - это только вершина айсберга. Если дополнить картину композицией из мелодий, ароматов и освещения, можно вызвать более сильное желание к покупке. Такой человек находится чаще всего в одном магазине, создавая в нем уникальную атмосферу.
  3. Перекрестный мерчандайзер. Он формирует тематические зоны для своих продуктов. Для этого необходимо анализировать, вместе с каким товаром покупают данный продукт (например, хлеб - поближе к маслу).

График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий, предусматривающий частичную занятость в различных форматах. Один мерчандайзер может работать неполный рабочий день, другой предпочитает трудиться несколько смен в неделю, третий - по графику 2/2, а четвертый - только по выходным.

Основные критерии, которыми руководствуются работодатели при найме мерчандайзеров, достаточно просты и не требуют наличия высшего образования. Такие критерии можно перечислить следующим образом:

  • Гражданство Российской Федерации или документы, подтверждающие наличие разрешения на работу в РФ.
  • Наличие медицинской книжки.
  • Физические параметры: устойчивость на ногах, быстрота реакции, выносливость.
  • Личностные качества: коммуникабельность, внимательность, энергичность, умение работать в коллективе и быстро обучаться психологии клиентов.

Мерчандайзер, который не имеет опыта работы в этом направлении, но готов проходить стажировку и всесторонне изучать свое дело, имеет все шансы на успешное обучение и затем на трудоустройство. Ответственность и дисциплина – это то, что прежде всего интересует работодателя.

Студенты, которые ищут работу на неполный рабочий день или на выходных, смогут зарабатывать путем поиска вакансий мерчандайзера. Это отличная возможность работать и не отрываться от учебы. Кроме того, студенты получают ценный опыт и лучшие перспективы в будущей карьере, особенно если они изучают маркетинг.

Статья "Зарплатный вопрос"

Статья "Зарплатный вопрос"

Журнал "Сегодняшний бизнес" выясняет, сколько можно получать, работая мерчандайзером в магазинах. Заработок специалистов по продвижению товаров зависит от региона и зоны ответственности. По данным на март 2019 года в среднем по стране мерчандайзеры получают около 31 200 рублей.

Несмотря на то, что наибольшее количество вакансий мерчандайзера находится в Московской и Ленинградской областях, уровень зарплаты в этих регионах не является лидирующим. В Москве максимальный доход может достигать 75 000 рублей, а в Санкт-Петербурге — 52 000 рублей. Кроме того, размер зарплаты может зависеть от нескольких факторов: вида занятости (полная, частичная, вахта), места работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин, несетевые точки) и наличия дополнительных обязанностей (водителя, грузчика, товароведа).

Важно отметить, что работа мерчандайзера с неполным рабочим днем может быть выгодной, так как позволяет сотрудничать сразу с несколькими компаниями. Это, в свою очередь, может увеличить доход.

Итак, хоть для работы мерчандайзера не требуется высшее образование и глубоких экономических знаний, эта профессия имеет свои перспективы. Специалист по продвижению товаров может обеспечить себе достойный заработок и повышать свой статус в карьере.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *