Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Тема цифровой трансформации в бизнесе обсуждается все активнее сегодня. Ее рассматривают как неотъемлемый элемент в новой информационной эре, без которого компании рискует потерять свое будущее. Тем не менее, не все до конца понимают, что это такое и как она работает. Существует несколько определений данного явления, и выбрать правильное не так просто. Давайте разберемся, что такое цифровая трансформация, зачем она необходима, какой эффект она оказывает на предприятие и какие технологии применяются в процессе ее реализации.
Статья – Суть цифровой трансформации
Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.
Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.
Одной из главных задач современных компаний является повышение эффективности своей работы и улучшение взаимодействия с клиентами. Для решения этих проблем, а также для оптимизации управления предприятием и повышения конкурентоспособности, используется цифровая трансформация.
Данная технология позволяет ускорить проведение операций, устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов. Благодаря этому, снижается себестоимость продуктов, растет производительность, достигается экономия средств.
Кроме того, информационные технологии помогают повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. С помощью цифровой трансформации можно создавать принципиально новые сервисы, что становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности. Клиенты должны мочь получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что возможно только после цифровой трансформации бизнеса.
Автоматизированный сбор и анализ данных также упрощает контроль за деятельностью предприятия, более оперативное принятие правильных решений и улучшение качества обслуживания клиентов.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности достигается за счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, создания новых продуктов и решений. Цифровая компания оперативно реагирует на изменения условий рынка, и это тоже является плюсом к конкурентоспособности.
Однако, прежде чем приступать к преобразованиям, необходимо убедиться в готовности компании к изменениям. Важнейшее из этих условий - так называемая цифровая зрелость, отражающая готовность к digital-преобразованиям. Это включает в себя наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Важно оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, процессы и целевые сервисы, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру.
Только тщательно продуманный и организованный процесс цифровой трансформации позволит компании стать конкурентоспособной в условиях цифровой эпохи и сохранить свои позиции на рынке.
Процесс цифровой трансформации бизнеса не может быть успешным благодаря отдельному использованию модных технологий. Для того чтобы полностью изменить структуру бизнеса необходимо создать цифровую экосистему. Такая экосистема предполагает использование большого количества технологий, однако, не обязательно применять их все сразу.
Инновационная технология, которая используется в цифровой экосистеме, включает в себя искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Обработка больших данных уже актуальна для всех сфер бизнеса, и программа Евросоюза «Горизонт 2020» уже определила ее как «топливо для новой цифровой экономики».
Микросервисы – это особый подход к архитектуре приложений, где функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Каждый сервис отвечает за определенную бизнес-задачу и управляется одной командой разработчиков. Такой подход не только обеспечивает простоту внесения изменений, но и способствует развитию IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методы машинного обучения сейчас стремительно развиваются, и их применение проникает уже во все сферы экономики. Компьютерные программы и сервисы уже могут рекомендовать товары в соответствии с предпочтениями клиентов, выдавать кредиты, проводить собеседования, диагностировать состояние здоровья и выполнять многие другие функции человека.
Облачные технологии также дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Получение доступа к информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, безопасность и экономичность – это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели. Сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они могут предсказывать будущее состояние оригинала, используя данные искусственного интеллекта. Эта технология находит широкое применение в промышленности.
Наконец, DevOps – это целая философия и методология, которая объединяет команды разработки и поддержки. Внедряя практики DevOps, можно обеспечить быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Компания «Алроса» - крупнейший производитель алмазов в России. У нее возникли задачи, которые нужно было решить: подтвердить происхождение своей продукции, установить свои стандарты качества, повысить прозрачность и эффективность торговли, а также укрепить сотрудничество с клиентами и партнерами. Основной мерой для их решения стало создание платформы для трейсинга алмазов с цифровыми паспортами камней. Платформа имеет сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Благодаря подтвержденной истории происхождения камней, компания получила конкурентное преимущество, расширила каналы сбыта с помощью интеграции с партнерами и торговыми площадками. Кроме того, созданные паспорта камней помогли продвижению собственных стандартов. Она стала основой для новых приложений и сервисов.
В наше время все компании сталкиваются с выбором - либо следовать навстречу цифровой трансформации, либо не изменяться и упускать свое место на рынке. Однако, необходимо понимать, что цифровая трансформация требует полной смены бизнес-модели, а не просто механического наложения IT-сервисов на существующие процессы. Для успешной цифровой трансформации организация должна быть готова к переменам.
Фото: freepik.com